Рассмотрим более подробно процесс преодоления трудностей, требующих проявления решительности и смелости при обучении гимнастическим упражнениям. Анализ исследований, проведенных российскими учеными по этому вопросу, позволяет осмыслить различия в проявлении решительности и смелости исходя из особенностей положительных и отрицательных мотивов волевых действий.

К положительным мотивам относится все то, что побуждает гимнаста к овладению упражнением, например, ясное представление об упражнении, понимание его технической основы, мысли о правильном выполнении упражнения, переживания эмоционального подъема, уверенности в своих силах и т.д.

К отрицательным мотивам относится все то, что препятствует овладению упражнением, в частности, смутное представление об упражнении, недостаточное понимание его технической основы, мысли о возможной неудаче, падении, травме, переживание неуверенности в себе, боязнь упасть со снаряда, страха за свою безопасность и т.п.

Следует выделить три особенности мотивов.

Силу, поскольку как положительные, так и отрицательные мотивы могут быть сильными, слабыми и средними.

Соотношение между положительными и отрицательными мотивами, имея в виду преобладание положительных мотивов над отрицательными, либо, наоборот, отрицательных над положительными, или же относительную их равнозначность.

Время возникновения того или иного соотношения между мотивами, имея в виду подготовительную, исполнительную и оценочную фазы волевого действия.

В зависимости от вариаций в сочетании силы противоположных мотивов, соотношения между ними и временем возникновения того или иного соотношения мотивов могут быть многие и разнообразные варианты протекания волевого процесса.

Подготовительная фаза

В подготовительной фазе гимнаст принимает решения – общие об овладении упражнением и частные об исполнении каждой попытки Этот процесс характеризуется обсуждением, а в ряде случаев и борьбой противоположных мотивов.

При выраженном преобладании отрицательных мотивов общие и частные решения не принимаются или откладываются на какой-то срок. Отчетливое преобладание положительных мотивов приводит к принятию твердого общего решения, а затем и частных об исполнении каждой попытки. Общее решение как бы вынашивается гимнастом, является результатом длительных его раздумий, расчетов, осознания соответствия собственных возможностей соотносимых с трудностью упражнения. Принятие частных решений сопровождается непосредственной и весьма интенсивной психологической подготовкой к исполнению каждой попытки – "настройкой".

"Настроиться", или "собраться" – это значит мобилизовать самого себя на безусловное выполнение задания, внушить себе мысль о необходимости неотступного выполнения упражнения. При осуществлении такой настройки гимнаст целиком сосредотачивается на предстоящих движениях и действиях, "с головой уходит в элемент". Мысли о возможном неудачном исполнении и связанные с ними отрицательные переживания тормозятся. Гимнаст мысленно выполняет упражнение, воспроизводя в уме неоднократно, последовательно и в нужном ритме все детали упражнения и особо акцентируя внимание на ведущих и связанных с опасностью звеньях. Появляется готовность перейти к исполнению.

Гимнастка Ж. так характеризует заключительный момент принятия частного решения и перехода к исполнению:

"Когда я решусь, в голове становится чисто, ясно и понятно. Внимание всецело направлено на то, о чем говорит тренер. Мысли о возможности зацепиться куда-то уплывают. В сознании полностью восстанавливается последовательность движений. Исполняя элемент, думаю о нем, и мне не страшно"[1].

Подлинное проявление решительности и смелости при обучении гимнастическим упражнениям и заключается в принятии именно таких решений, после которых гимнаст уже без колебаний и отступлений переходит к исполнению упражнения, несмотря на то, что иногда даже при отчетливом преобладании положительных мотивов непосредственно перед исполнением в сознании гимнаста могут промелькнуть неприятные образы, мысли о возможной неудаче.

В случаях относительной равнозначности положительных и отрицательных мотивов принимаемые решения не являются категорическими, они расплывчаты, иногда двойственны. Например: "Попробую, а дальше будет видно". В приведенном решении допускается возможность отказа от продолжения упражнения или исполнения его облегченным способом.

При большой силе положительных и отрицательных мотивов, когда гимнаст очень хочет освоить элемент и вместе с тем особенно сильно переживает чувство страха, возникает острая борьба мотивов.

Переживание опасности в большинстве случаев имеют определенное внешнее выражение: покраснение или, наоборот, побледнение кожи лица, расширение зрачков, дрожание мышц, учащение пульса и дыхания, потоотделение и т.д.

Исполнительная фаза

В тех случаях, когда неблагоприятные состояния были преодолены в подготовительной фазе и было принято положительное решение, гимнаст переходит к исполнению упражнения. При исполнении упражнения сознание гимнаста сосредоточивается на совершении необходимых действий, соответствующих сложившемуся представлению об упражнении.

Неблагоприятные состояния не всегда до конца преодолеваются в подготовительной фазе. В таких случаях имеют место: прерванные попытки, выполнение упражнения облегченным способом, на авось и т.д. В сознании гимнастов преобладают мысли о самосохранении, подкрепляемые незаторможенными переживаниями страха.

В условиях незавершенной борьбы противоположных мотивов исполнение упражнений характеризуется также рядом ошибок. Типичными ошибками являются преждевременные действия гимнастов; они свидетельствуют о стремлении поскорее освободиться от мучительных переживаний. Нередки и ошибки, связанные с опозданием в принятии решения о совершении тех или иных действий в процессе исполнения упражнения.

При относительной равнозначности положительных и отрицательных мотивов ощутимый перевес в положительную сторону в ряде случаев может наступить непосредственно в момент исполнения упражнения. Усилению положительных и ослаблению отрицательных мотивов содействуют осознание гимнастом правильности выполнения подготовительных действий, предшествующих основным; ощущение хорошего хвата за снаряд, легкости своего тела; восприятие нужной физической помощи, надежности страховки и т.п.

Оценочная фаза

После только что совершенной попытки и после каждого учебно-тренировочного занятия гимнаст отдает себе отчет в том, чего же он достиг. На состояние гимнаста не одинаковое влияние оказывают удачные и неудачные попытки, успешные и неуспешные занятия. Удачное исполнение всего упражнения оказывает благоприятное влияние. Однако следует иметь в виду различные его оттенки в зависимости от того, ценой каких усилий был достигнут успех.

В тех случаях, когда успеху не предшествовала борьба между противоположными мотивами, этот успех положительно влияет на состояние гимнаста в данный момент; но цена такого успеха с точки зрения влияния на развитие решительности и смелости не очень велика. Наиболее благоприятное влияние оказывает удачное исполнение упражнения тогда, когда гимнаст преодолел свой страх, одержал над собой, пусть даже небольшую, победу.

После удачных попыток гимнасты обычно говорят: "Все неприятные мысли, сомнения как рукой сняло". Победа гимнаста над своим страхом, таким образом, вызывает у него состояние эмоционального подъема, при котором активизируется вся психическая деятельность, и, в частности, стимулируется проявление решительности и смелости.

Не следует думать, что первое удачное исполнение упражнения приводит к полному освобождению гимнаста от тягостных переживаний. Чувство страха уменьшается в первую очередь не от количества удачных попыток, а по мере осознавания гимнастом своих движений и действий, понимания их правильности и своей безопасности.

Частичный успех проходит обычно при неполном преодолении отрицательных мотивов в подготовительной фазе и при наличии незавершенной борьбы мотивов. Сознание частичного успеха смягчает чувство страха и облегчает как подготовку к исполнению, так и исполнение очередной попытки. После неудачной попытки, но когда гимнаст ощутил надежность страховки, крепнет его уверенность. В таких случаях производится анализ совершенных действий, поиск причины неудачи. Понимание причины неудачи и осознание своей безопасности помогает гимнасту лучше представить упражнение и умерить переживание боязни.

Выводы

Для успешного развития решительности и смелости во время обучения гимнастическим упражнениям при яркой выраженности отрицательных мотивов целесообразно:

1. В подготовительной фазе всемерно содействовать принятию гимнастом обдуманного и твердого решения о выполнении упражнения. Этому могут служить: убеждение гимнаста в возможности овладеть упражнением, в обеспечении безопасности при исполнении упражнения; договоренность с гимнастом о помощи, страховке и самостраховке; продумывание и мысленное проговаривание гимнастом предстоящих движений и действий; "настройка" его на безусловное выполнение упражнения; разъяснение вреда и недопустимости пораженческих мыслей, отвлекающих его от главного; вызывание приятных мыслей, воспоминаний, подбадривание и т.д.

2. В исполнительной фазе облегчать условия выполнения упражнения, для чего: расчленять упражнение; применять подводящие упражнения; выполнять упражнения на привычных снарядах и при уменьшенной их высоте, с меньшей амплитудой и скоростью; использовать страховку, помощь, проговаривать про себя ритм исполняемых действий, использовать слова-самоприказы и т.д.

3. В оценочной фазе, анализируя совершенные действия, положительно оценивать любой, пусть даже и незначительный, успех гимнаста, поощрять его, допуская в отдельных случаях завышенные оценки; вскрывать причины неудачи, показывать сравнительную легкость их устранения.

С ослаблением отрицательных мотивов по мере овладения техникой упражнения следует повышать требования к гимнасту и оценке его действий, переходить к выполнению упражнения в нормальных, а затем и затрудненных условиях.

Литература

  1. Богомолов А. П., Келишев И. Г. О волевой подготовке гимнасток-мастеров в процессе учебных тренировочных занятий. – В сб.: Проблемы психологии спорта. ФиС, 1962, вып. 2.
  2. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
  3. Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. – М., 1976.
  4. Коренберг В. Надежность исполнения в гимнастике. – М.: Физкультура и спорт, 1970.
  5. Нагорная С. А. К вопросу об особенностях формирования волевых качеств у занимающихся гимнастикой. – В сб.: Психологическая подготовка спортсмена. ФиС. 1965.
  6. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. – Л., 1977.
  7. Смирнов Б. Н. Индивидуальные различия в проявлении решительности и смелости гимнастов в связи с особенностями их темперамента. – В сб.: Психологическая подготовка спортсмена. ФиС. 1965.
  8. Смирнов Б. Н. К вопросу о преодолении трудностей, требующих проявления решительности и смелости гимнастами старших разрядов. – В сб.: Проблемы психологии спорта. ФиС, 1962, вып. 2.
  9. Спортивная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Ю. К. Гавердовского и В. М. Смолевского. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
  10. Теория и методика гимнастики. / Под ред. В. И. Филипповича.– М.: Просвещение, 1971.
  11. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л. Л. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1991.

http://fizkulturaisport.ru/



[1] Смирнов Б. Н. К вопросу о преодолении трудностей, требующих проявления решительности и смелости гимнастами старших разрядов. – В сб.: Проблемы психологии спорта. ФиС, 1962, вып. 2, с.192.