Типологические свойства высшей нервной деятельности гимнастов оказывают весьма существенное влияние на проявление ими решительности и смелости при овладении гимнастическими упражнениями. Крайние "полюсы" этих свойств (сила и слабость, уравновешенность и неуравновешенность, подвижность и инертность) могут служить благоприятной и неблагоприятной почвой для проявления волевых качеств.

Так, при слабости нервной системы принятие устойчивых решений и полная их реализация, точная самооценка выполненных движений и т.п. могут проявляться достаточно отчетливо, но лишь в условиях преодоления относительно небольших несоответствий между возможностями гимнастов и требованиями исполнения упражнений. Такие условия нужно создавать постепенно, повышая трудность разучиваемых упражнений. Важные моменты при этом: бодрое и эмоционально приподнятое состояние гимнаста, осознание им своей безопасности, обеспечивающейся надежной страховкой, положительная самостимуляция и др. При таких условиях слабость нервной системы, сочетающейся с высокой чувствительностью, обеспечивает наилучшую дифференцировку совершаемых движений (гимнаст хорошо "чувствует" и "контролирует" свои движения). Особенно хорошее ощущение движений гимнасты со слабой нервной системой обретают после нескольких первых удачных попыток, которые освобождают их от доминировавших ранее мыслей о самостраховке.

Однако слабость нервной системы является неблагоприятной почвой для проявления решительности и смелости в условиях значительных несоответствий между возможностями гимнаста и требованиями исполнения упражнений. В таких условиях на борьбу с сильными отрицательными эмоциями требуются большие затраты нервной энергии. На это способны гимнасты с сильной нервной системой.

Неуравновешенность нервных процессов, связанная с преобладанием возбудительных процессов над тормозными, с одной стороны, может явиться благоприятной предпосылкой решимости гимнаста при исполнении упражнений в условиях известной опасности и риска. Гимнасты с выраженной возбудимостью в атмосфере высокого эмоционального подъема без долгих размышлений принимают смелые решения и под руководством тренера добиваются успеха в реализации этих решений. С другой стороны, неуравновешенность с преобладанием процессов возбуждения, может явиться неблагоприятной почвой для неожиданных перемен эмоционального состояния спортсменов в худшую сторону вследствие различных неудач при обучении гимнастическим упражнениям и других причин, для внезапного изменения принятых решений в момент уже начавшегося исполнения упражнения.

Уравновешенность нервных процессов является надежной основой для проявления решительности и смелости, выдержки и самообладания во всех фазах волевого действия. Однако в случае переоценки достигнутого успеха она может помешать "настройке" гимнаста на выполнение упражнения в следующей попытке.

Инертность нервных процессов является основанием, с одной стороны, медлительности гимнаста в борьбе с отрицательными переживаниями в процессе принятия решений и при реализации их, а с другой – продуманности и устойчивости принятых решений, полноты их реализации и равномерности в борьбе с трудностями. У гимнастов с инертной нервной системой заблаговременная "настройка" на выполнение упражнения смягчает переход к исполнительной фазе волевого действия, предупреждает от пересмотра принятых решений в случаях неудачи. Но выполнение новых упражнений на первых порах обостряет отрицательные чувства гимнастов.

Подвижность нервных процессов может служить основой, с одной стороны, для быстрого принятия решений о необходимости выполнить упражнения и распространения их на все фазы волевого действия, а с другой – столь же быстрого изменения принятых решений в случае возникновения существенных трудностей, вплоть до отказа от дальнейшего разучивания упражнений.

Заключение

Индивидуальные различия в проявлении решительности и смелости при обучении гимнастическим упражнениям, связанные с темпераментом гимнастов, выражаются в непродолжительной или длительной подготовке к исполнению упражнений, в характере решений и полноте их реализации, в преодолении больших или малых трудностей, в длительной или кратковременной, равномерной или неравномерной борьбе за достижение цели, в адекватной или неадекватной оценке своих действий и других моментах.

Индивидуальные различия в проявлении решительности и смелости при обучении гимнастическим упражнениям зависят не только от особенностей темперамента гимнастов, но и от других свойств личности. Особенно существенную роль среди них играют моральная воспитанность и интеллектуальная активность. Высокое развитие этих свойств личности может в той или иной мере нивелировать проявление неблагоприятных и усиливать проявление благоприятных черт темперамента.

http://fizkulturaisport.ru/