Содержание материала

техническая подготовка тхэквондистовГоворя о врожденных задатках, на основе которых достигается определенный уровень технической подготовленности борцов, имеют в виду генетически обусловленные координационные способности. Их совершенствование направлено на формирование двигательных навыков, необходимых двигательных умений. Следовательно, анализу подвергаются звенья цепочки: координационные способности, двигательные навыки, техническая подготовленность.

В технических действиях выделяют приемы, защиту и контрприемы, которые существенно различаются по цели и в то же время имеют много общего.

Основные задачи общей и специальной технической подготовки сводятся к следующему:

  • совершенствование общих и специальных координационных способностей;
  • расширение двигательного опыта;
  • ознакомление, усвоение на уровне двигательного умения и двигательного навыка оптимального объема общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений;
  • формирование на фоне базовой техники индивидуального технико-тактического арсенала и достижение высокой эффективности его применения.

Общая техническая подготовка борцов направлена на расширение двигательного опыта и совершенствование общих координационных способностей. Для этой цели широко используются общеподготовительные, координационные, регламентированные (произвольные) упражнения для совершенствования пространственной, временной и силовой ориентации. Особо ценными среди них являются упражнения, выполняемые в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры. Основной принцип их применения: формирование умений управлять движениями своего тела во фронтальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях и в условиях твердой, мягкой, качающейся, скользкой, водной и воздушной опор.

Специальная техническая подготовка борцов направлена на развитие специальных координационных способностей (при помощи специально-подготовительных упражнений) и освоение техники борьбы (при помощи соревновательных упражнений). Чтобы охарактеризовать процесс специальной технической подготовки, необходимо сказать о его направленности, этапности, объеме рекомендуемой для усвоения техники и последовательности ее изучения.

Определение оптимального соотношения затрат тренировочного времени на решение задач общей и специальной технической подготовки — сложная проблема тренировочного процесса. Существует ярко выраженная тенденция постепенного увеличения затрат времени на совершенствование специальной технической подготовленности за счет времени, отводимого на общую техническую подготовку. Усвоение базовой, а затем расширенной техники должно происходить последовательно.

Усвоение базовой техники позволяет сформировать фундамент технического мастерства, создать предпосылки для разучивания любого нового элемента техники борьбы.

В многолетней технической подготовке тхэквондистов выделены четыре этапа.

На 1-м этапе занимаются прежде всего формированием базовой техники. При этом параллельно (хотя и в гораздо меньшем объеме) борцов знакомят с расширенной техникой и закладывают основы коронной техники и ее комбинирования с расширенной техникой. Содержание занятий на 1-м этапе — это преимущественно игры-задания, при помощи которых формируются основные стойки борца, способы передвижений, чувство дистанции.

На 2-м этапе преподаются тактические действия, приемы защиты, контрприемы.

Тренировочные задания 3-го этапа состоят из технико-тактических действий и их комплексов.

Работа на 4-м этапе строится по индивидуальным планам спортсменов с учетом предполагаемых соперников на предстоящих соревнованиях.

Решая вопрос об объеме учебного материала, каждый тренер должен ориентироваться на цель и продолжительность предполагаемого учебно-тренировочного процесса. Если цель заключается в подготовке мастеров спорта международного класса, то тренировочная программа должна содержать весь комплекс упражнений борцов. В группах начальной подготовки можно ограничиться учебным материалом, содержащимся в первых четырех блоках. Наиболее специфичными будут специальные подготовительные упражнения, базовая техника и их варианты в виде игр-заданий с основами ведения единоборства. В промежуточных группах должно быть разумное соотношение затрат времени на упражнения из различных блоков системы упражнений. Во всех случаях содержание технической подготовки нужно связывать с образовательными задачами, успех решения которых зависит от:

  • наличия педагогически оправданной классификации упражнений, являющейся основой рациональной последовательности их освоения;
  • правильной систематизации движений внутри каждой из выделенных классификационных групп на основе дидактических принципов «от простого к сложному», «от легкого к трудному» и т.д.;
  • выбора рациональной последовательности разучивания отобранных движений.

Основные методические вопросы технической подготовки — чему учить, как и в какой последовательности? По поводу количества движений существуют три точки зрения:

  1. — следует охватить как можно больше движений;
  2. — только основные (перспективные) движения;
  3. — базовые движения.

Последовательность разучивания базовой техники борьбы

Что же касается последовательности разучивания базовой техники борьбы, то лучшей следует признать концентрическую. Ее суть заключается в том, что обучение строится кругами. В 1-м разучивают первые номера классификационных групп базовой техники, во 2-м — вторые номера и т.д. На этом пути возникают два вопроса: как долго следует задерживаться на разучивании каждого движения? Оправданно или нет неукоснительное соблюдение концентрической последовательности разучивания базовой техники?

На 1-й вопрос возможны три ответа:

1. К обучению новому движению не приступают, пока воспитанники полностью не усвоят разучиваемое движение. Такая разновидность освоения техники названа концентрированной.

2. Обучение новому движению начинают, как только борцы овладеют основным механизмом техники предыдущего движения. Этот путь освоения техники именуется рассредоточенным.

3. К изучению нового движения приступают, как только предыдущее движение доведено до уровня двигательного умения. Необходимо научиться правильно выполнять движение при специальной фиксации внимания, а затем многократно и периодически (в том числе и в последующих кругах обучения) повторять его и осваивать несколько осложненных вариантов. Таким образом, вначале обучение строится концентрированно, а затем рассредоточенно. Именно этим путем освоения техники пользуются ведущие тренеры; на его основе строятся программные документы по физическому воспитанию и спортивной тренировке в борьбе.

Следующая важная проблема многолетнего процесса технической подготовки связана с поиском ответов на вопросы: какое число кругов при концентрической последовательности разучивания техники следует признать достаточным? Как далее строить процесс технической подготовки?

Число кругов не может быть беспредельным, оно ограничивается к моменту освоения базовой и части расширенной техники борьбы. Последующая работа по изучению техники борьбы строится на основе системного объединения разученных ранее движений в связки, комплексы, а потом наступает этап совершенствования отдельных движений или их комплексов по индивидуальным заданиям.

Разучить новое движение — значит сформировать новые условно-рефлекторные связи в центральной нервной системе. Физиологи считают, что процесс разучивания нового движения связан с тремя фазами нервных процессов: иррадиацией, концентрацией и автоматизацией. Соответственно этим фазам выделяют три этапа в обучении одному техническому действию: 1-й — ознакомление, 2-й — формирование двигательного умения и 3-й — формирование двигательного навыка.

Следовательно, в процессе разучивания можно достигнуть трех качественных уровней усвоения движения:

1) остановиться на уровне ознакомления (при прохождении только 1-го этапа обучения);

2) довести освоение движения до уровня двигательного умения (при последовательном прохождении 1-го и 2-го этапов обучения);

3) сформировать двигательный навык (при прохождении всех трех этапов обучения).

Скорость и качество обучения во многом зависят от правильности учета особенностей этапов обучения, в каждом из которых ставятся свои задачи, причем их число и сложность возрастают от 1-го этапа обучения к 3-му. Внутри каждого этапа процесс преподавания условно делится на шаги обучения, под которыми следует понимать такое учебное задание, которое выполнимо с одной попытки. При разработке последовательных шагов обучения важно опираться на известную формулу процесса познания объективной истины: «От живого созерцания — к абстрактному мышлению и от него — к практике», которая позволила спортивным педагогам выделить в каждом шаге обучения три ступени:

1) восприятие и созерцание движения;

2) обдумывание и программирование;

3) выполнение двигательного задания.

В каждом шаге обучения занимающимся предлагается такой объем материала на этих трех ступенях, который они способны усвоить с одной попытки. Число шагов зависит от цели, координационной сложности и физической трудности разучиваемого приема, а также от уровня подготовленности занимающихся. Следовательно, продолжительность и качество обучения в целом зависят от результативности каждого шага обучения и общего числа этих шагов. Подсчитано, например, что в среднем на овладение новым движением неспортсмены тратят 10 % попыток на 1 -м этапе обучения, 70% — на 2-м и 20% — на 3-м, а спортсмены (соответственно) — 5, 15 и 80%, т.е. основное число попыток они используют на 3-м этапе обучения.


Обучение технике ударов

Обучение студентов технике ударов рассмотрим на примере Ап Чаги — прямого удара, простого по двигательным действиям, по структуре. На 1-м этапе при помощи общеразвивающих упражнений повышается уровень развития основных двигательных качеств (силы, быстроты и т.д.). Это прежде всего скоростно-силовые качества, которые необходимы для правильного выполнения данного технического приема. На 1-м этапе у обучаемых (студентов) формируется правильное представление о прямом ударе, создается образ техники.

Для этого применяется просмотр видеозаписи, выполнение данного удара высококвалифицированными тхэквондистами. На 2-м этапе происходит разучивание — практическое освоение прямого удара, воспроизведение его по образу, созданному на 1-м этапе. При разучивании этого двигательного действия применяется метод расчлененного обучения (по частям); отдельно изучают заключительные движения.

Исходное положение — Ап Соги (высокая стойка).

1. Сзади стоящая нога выносится коленом вперед, бедро параллельно додянгу.

2. Разогнуть ногу в коленном суставе.

3. Согнуть ногу в коленном суставе.

4. Исходное положение.

2-й этап заканчивается формированием двигательного умения, когда обучаемый выполняет удар через различные препятствия.

На 3-м этапе происходит совершенствование прямого удара, выполнение его в различных условиях, отражающих структуру соревновательной деятельности тхэквондиста. Это удары, вариативные по высоте, расстоянию, силе и сопротивлению противника.

Следующим этапом является уже направленное совершенствование техники прямого удара и включение его в спарринговую и соревновательную деятельность. На этом этапе совершенствование техники и физических качеств происходит в единстве.

Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка. - М.: Академия, 2005. С. 207-211.