Содержание материала

Цели, задачи, принципы, средства, методы и формы организации спортивной подготовки

Рассматривая тренировочную деятельность борцов, нужно раскрыть ее цели, задачи, принципы, средства, методы и формы организации спортивной подготовки. Так, если цель (первый компонент) определяет общую устремленность тренера и его воспитанников, то задачи (второй компонент) конкретизируют ее, определяя наиболее важные составляющие. Среди них четыре воспитательные задачи (моральная, интеллектуальная, эстетическая, волевая подготовка), три образовательные (техническая, тактическая, теоретическая подготовка) и одна оздоровительная (физическая подготовка).

На пути к цели, решая восемь относительно самостоятельных групп задач, тренер обязан соблюдать принципы подготовки (третий компонент). Это основные, отправные положения, придерживаясь которых невозможно уклониться в сторону (сбиться с правильного пути). Например, соблюдение принципа оздоровительной направленности подготовки означает, что прежде всего следует укреплять здоровье занимающегося, а не стремиться к высоким достижениям в ущерб здоровью.

Четвертый компонент, характеризующий тренировочную деятельность, — средства подготовки (то, что следует использовать тренеру в работе с занимающимися). Главными из них являются физические упражнения, которые делятся на общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные. Последние включают всю технику и частично тактику спортивной борьбы.

Возможности подготовки спортсменов могут возрасти за счет научно-технического прогресса. Однако внедрение достижений науки в практику происходит довольно медленно.

Можно выделить четыре крупные группы нетрадиционных средств для решения задач.

  1. Средства технико-тактической подготовки (идеомоторные упражнения, принудительная имитация, упражнения со срочной информацией и т.д.).
  2. Средства физической подготовки (стимулированные или вызванные упражнения, принудительные ограничения деятельности некоторых систем организма).
  3. Средства волевой подготовки (упражнения в преодолении трудностей).
  4. Средства комплексной подготовки борцов (упражнения в сопротивлении типа игр-заданий, схваток, соревнований).

Система методов тренировки, применяемых при подготовке борцов, — пятый компонент тренировочной деятельности. Каждый из этих методов дает ответ на вопрос: как надо применять то или иное тренировочное средство и как при этом учитывать возможности тренируемых?

Методы различаются по таким признакам, как направленность, нагрузочность и цикличность.

Шестым компонентом являются формы организации тренировочной деятельности. Они различаются:

  • по типу организации (урочные, неурочные занятия),
  • по направленности (общеподготовительные, специально-подготовительные, комбинированные),
  • по содержанию учебного материала (теоретические, практические).

По схеме из шести обозначенных компонентов можно дать характеристику тренировочной деятельности любого контингента борцов.

Соревновательная деятельность борцов, как часть их спортивной деятельности, является с точки зрения формальной логики заключительной, отражающей результаты тренировочной и вне-тренировочной деятельности. По сути же соревновательная деятельность первична и предъявляет конкретные требования к борцам, определяя направленность предстоящей тренировочной и внетренировочной деятельности.

По внешним признакам соревнование и тренировка отличаются друг от друга, как, например, отличается спортивный праздник от подготовки к нему. Различие в соревновательной и тренировочной деятельности заключается в том, что в первой оттачивается спортивное мастерство, а вторая позволяет формировать и совершенствовать его как дифференцированно, так и в целом.

Соревновательная деятельность борцов состоит из двух частей: предсоревновательной и собственно соревновательной. Первая включает время между последней тренировкой и предсоревнователь-ным днем, а вторая — все дни, в течение которых соревнуются борцы.

Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка. - М.: Академия, 2005. С. 204-206.