С целью достижения максимального эффекта от визуализации, в нее рекомендуется включить еще два-три дня перед соревнованиями, потому что любые чувства или впечатления, пережитые перед стартом, могут разрушить концентрацию спортсмена.

Не верите — спросите тех, кто первый раз участвует в Олимпиаде или чемпионате мира. Обычно они так поражены масштабами предстоящих соревнований, что забывают, как проста их собственная задача — потому, что они тщательно готовились к выступлению и знают, что могут провести его на отлично. Они собираются совершить то, что делают каждый день. Изменяется только окружение. Вот поэтому условия, в которых проходят соревнования, должны выглядеть знакомыми. Так у вас появится необходимое количество энергии, которая позволит сконцентрироваться на своей цели.

— Как будет выглядеть аэропорт?

— Как пройдет полет? С кем вы полетите? Собираетесь ли спать во время перелета?

— Как будет выглядеть ваш отель? Может быть, стоит зайти на его сайт и рассмотреть получше? Как собираетесь провести вечер перед выступлением?

— Что бы вы хотели почувствовать, просыпаясь утром в день соревнований?

— Что вы съедите на завтрак? О чем будете думать, пока едите?

— Как выглядит место для разминки? Кого вы там видите? Насколько хорошо можете разглядеть людей или рекламные щиты?

— Как бы вы хотели себя чувствовать во время разминки? Как этого добиться?

— Постоянно представляйте свое поле. Посмотрите на фотографии или видеозаписи. Узнайте его как следует. Представьте его при разной погоде.

— Итак, соревнования начинаются. Кто вы? Что думаете? Что чувствуете?

— Что на вас надето?

— Много ли зрителей собралось на вас посмотреть? Шумят ли они? Слышен ли вам шум?

— Визуализируйте каждый удар по мячу. Вообразите идеальное прохождение дистанции. Представьте все ситуации, в которых что-то может пойти не так, как хочется. Как бы вы хотели на это отреагировать? Что бы хотели почувствовать? Что вы видите? Еще раз представьте себе оптимальную дистанцию.

— На чем бы вы хотели сфокусироваться на разных этапах дистанции перед каждым ударом? Видите ли вы, как проходите между лунками? Как ожидаете следующего хода? Как справляетесь с негативными чувствами после неудачного удара? Что вы видите?

— Как вы отреагируете на различные сценарии в первом раунде? Что произойдет, если вы окажетесь лидером? А если нет? Как собираетесь справиться с отрицательными эмоциями?

Визуализировать — значит представить себе, что должно произойти. Когда это случится на самом деле, ситуация уже окажется вам знакома. Вы будете готовы к тому, что ждет впереди, а это значительно повысит вашу способность к оптимальному выступлению.

Когда футбольная команда гостей выходит из своей раздевалки и идет на поле домашнего стадиона «Ливерпуля», спортсмены должны сначала подняться, а затем спуститься по лестнице. Проход имеет форму тоннеля.

В том месте, где в тоннеле становятся слышны звуки с поля — крики болельщиков и песни фанатов местной команды, — легендарный менеджер Билл Шенкли повесил плакат. На нем написано: «Это Энфилд».

Шенкли понимал психологическую сторону футбола уже в 1960-х годах и был известен своими приемами, влияющими на психику соперника. Именно он придумал для «Ливерпуля» красную форму, так как предположил, что красный цвет испугает противников (подобный эффект существует в борьбе). Плакат имел такую же цель. Он должен был напомнить гостям, что их ожидает необычный матч. Они вот- вот сойдутся с легендарным «Ливерпулем» на легендарном стадионе «Энфилд».

Подобную ситуацию неплохо заранее визуализировать несколько раз.

Эрик Бертран Ларссен. Без жалости к себе. Раздвинь границы своих возможностей.