Несмотря на то, что в каждом конкретном виде спорта система звеньев психологической подготовки к соревнованию имеет свои особенности, вытекающие из специфики вида спорта, она может быть представлена и в уже определившемся сейчас общем виде.

В состав системы входят следующие звенья.

  1. Сбор необходимой, достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования, и в особенности о противниках.
  2. Пополнение и уточнение необходимой информации о тренированности, возможностях спортсмена или команды и перспективах их изменения к началу соревнования.
  3. Правильное определение и формулировка цели участия в соревновании.
  4. Формирование или актуализация соответствующих цели общественно значимых мотивов выступления в соревновании.
  5. Вероятностное программирование соревновательной деятельности с возможным моделированием условий предстоящего соревнования.
  6. Специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной степени трудности {особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении.
  7. Предусмотрение приемов саморегуляции могущих возникнуть неблагоприятных внутренних состояний.
  8. Отбор и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнований, восстановления ее в ходе соревнования.

Сбор информации о предполагаемых обстоятельствах будущего соревнования

Сбор достаточной и достоверной информации об условиях будущего соревнования — исходное звено психологической подготовки, формирования состояния психической готовности к соревновательной борьбе.

Отсутствие необходимой информации никогда не может обеспечить состояния психической готовности к соревнованию. А при наличии слабых мест и в других разделах подготовленности спортсменов становится дополнительным фактором, отягчающим борьбу за достижение лучшего результата, более того — приводящим даже к поражению.

Очевидность негативного влияния, отсутствия или недостаточности информации бесспорна. И все же приходится о нем говорить, так как пренебрежение к этому важному фактору психологической подготовки спортсменов и команд нет-нет, да и дает себя знать.       

И это несмотря на то, что термин «спортивная разведка» давно уже перестал рассматриваться как шутливое словосочетание и стал обозначать совершенно определенное явление в международном спорте, выступающее в многообразных формах изучения спортивных противников. А знать противника — значит не только иметь сведения о физических, технических, тактических, личностных и других особенностях конкретного спортсмена. Знание противника подразумевает осведомленность о развитии спорта в его стране, о методах тренировки и развитии спортивной техники, о национальных особенностях и спортивных традициях и о многом другом. Такая осведомленность позволяет с большим успехом формировать в целом готовность спортсменов и команд к соревнованиям, в том числе и готовность психическую. Пути и каналы сбора таких сведений многообразны. Это и средства массовой информации — пресса, кино, радио, телевидение; специальные экспедиции на соревнования тренеров, вооруженных самой современной теле-, фото-и киноаппаратурой; присутствие на выступлениях будущие противников специальных наблюдателей. Это, наконец, создание специальной службы, куда стекается, где обрабатывается, отбирается, обобщается и перекодируется вся информация, получаемая по разным каналам, разными средствами и откуда она направляется тренерам. Такой отдел информации существует, например, в Национальном спортивном институте Франции под Парижем.

Можно привести конкретные факты, иллюстрирующие сказанное. Общеизвестно, что в Японии существуют громадные фильмотеки по спортивной гимнастике, борьбе и др. видам спорта. Они накапливались десятилетиями, продолжают накапливаться беспрерывно и служат источником познания японцами не только своих противников, но и совершенствования мастерства японских гимнастов и борцов.

В1968 г., возвратившись с открытого чемпионата Японии по классической и вольной борьбе, один из наших выдающихся борцов Геннадий Сапунов рассказывал, как он был весьма удивлен, когда на разминке японский борец Фудзимото с улыбкой демонстрировал целый ряд его — Сапунова — действий на ковре.

Известны и другие формы сбора информации. Так, знаменитый тренер польской национальной команды боксеров «папаша Штамм» получал информацию, направляя на международные соревнования дублеров основного состава польской команды боксеров. «Мы стараемся выявить индивидуальные особенности наших возможных соперников с помощью дублеров, чтобы первые номера сборной успели найти соответствующий ответ», — говорил Штамм.

Важно подчеркнуть необходимость личной активности спортсменов в систематическом сборе информации о противниках. Примером тому может служить польская спортсменка Ирина Шевиньска — победительница в беге на400 мсо временем 49,29 с на Олимпийских играх1976 г. в Монреале. «Готовясь к этим состязаниям, — говорила она, — я очень внимательно изучала, как ведут себя мои основные соперницы — сильные спортсменки из ГДР — Бремер и Штрайдт, следила за выступлениями финской бегуньи Салин». Знание основных соперниц определило тактику бега. Первую половину дистанции Шевиньска лишь «набирала темп, понимая, что атаковать соперниц надо, так сказать, со второй позиции. Ну, а на финишной прямой все получилось — и мировой рекорд, и Олимпийская золотая медаль». Это ее подлинные слова.

Как видно из приведенных фактов, получаемая информация используется тренерами и спортсменами по многим направлениям, в том числе и для целей обеспечения состояния психической готовности к соревнованию своих питомцев.

Сбор информации об условиях предстоящего соревнования и о противниках — одна сторона информативного звена системы психологической подготовки к соревнованиям. Другая — пополнение и уточнение информации о самом спортсмене или команде, о их возможностях и тренированности на какой-то определенный момент, скажем, на день, отстоящий на три месяца от даты соревнования или только, скажем, на одни сутки. В первом случае возникает необходимость проектировать тот уровень тренированности и возможностей, которого должен достигнуть спортсмен к началу соревнования, готовность к нему в целом и, как части целого, готовность психическую. Во втором же — все ограничивается исчерпывающей информацией о наличном состоянии спортсмена, о его настроении, самочувствии, словом, о всех деталях, которые характеризуют его готовность к завтрашнему старту, с тем чтобы укрепить прежде всего состояние психической готовности, устранить возможные помехи, несвоевременную и излишнюю напряженность.

Фрагменты лекции: Пуни А. Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте. Лекция — Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1976. - С. 8-51.