Теория и методика психологической подготовки спортсмена за четверть века ее существования с середины 50-х гг. XX в. получили заметное развитие. Знания, накопленные в этом разделе психологии спорта, широко внедряются и используются в практике. И чем больше разрабатывается этот вид подготовки спортсмена, тем больше появляется новых понятий и терминов. Это закономерно и является свидетельством дальнейшего становления учения о психологической подготовке.

Появились и утвердились понятия «психодиагностика», «психорегуляция», «психическое секундирование». Постепенно приживается понятие «психологическое обеспечение». В лексиконе психологов спорта все чаще встречаются выражения «психологическая поддержка», «психологическая помощь» и др.

Новые понятия отражают новые стороны в методике и организации психологической подготовки и дополняют наши знания.

На проведенном в Смоленске в октябре1979 г. совещании психологов спорта Российской Федерации обсуждалось понятие технология психологической подготовки и обеспечения, касающееся практической организации этих процессов. Однако у психологов спорта до сих пор нет терминологического единства.

В понятие технологии включается разное содержание. Так, Ю. Я. Киселев (ЛНИИФК, Ленинград) технологией считает всю систему работы психолога в составе КНГ с командой, О. А. Сиротин (Челябинск) включает в технологию работы психологов в команде дзюдоистов три раздела: а) исследования перспективные и диагностические; б) психомоторная и интеллектуальная тренировка и социально-психологическая адаптация; в) контроль за состоянием и готовностью борцов.

Н. А. Худадов (ВНИИФК, Москва) использует термин «структура психологического обеспечения». В нее он включает прогнозирование результатов выступления спортсменов, составление модельных характеристик, систему воспитания, организацию и оптимизацию работы на базах подготовки и др. Г. Д. Горбунов (ГДОИФК, Ленинград) пишет о трех основных направлениях психологического обеспечения спортивных команд: психодиагностике, психологической подготовке, практической работе по управлению состоянием и поведением спортсменов (Горбунов, 1977).

Задача настоящей статьи заключается в том, чтобы высказать свои соображения на понятие технология психологической подготовки.

Прежде всего следует отметить, что психологическое обеспечение и психологическая подготовка — процессы различные. Первое включает второе, но одно к другому не сводится. Различны и вопросы их организации и практического осуществления. Здесь речь пойдет только о психологической подготовке как таковой в узком и непосредственном значении этого слова.

Под технологией психологической подготовки, на наш взгляд, целесообразно понимать практическую сторону ее организации, совокупность всех (в том числе вспомогательных, подготовительных) психолого-педагогических действий и мероприятий, в определенной последовательности составляющих этот процесс.

Технология является понятием, упорядочивающим структуру, логическую и методическую последовательность, этапность исследовательских и организационных действий и управляющих воздействий на спортсмена и команду. Технология предполагает и порядок, характер взаимодействия психолога со спортсменом, тренером, членами КНГ и ответственными лицами.

Психологическая подготовка спортсменов чаще всего ведется тренером самостоятельно. Возьмусь утверждать, что с позиций современного подхода к научно-методическому обеспечению тренировки спортсменов высокой квалификации это как раз и является нарушением технологии.

Эффективную техническую схему осуществления психологической подготовки нельзя представить без непосредственного участия психологов спорта. Опыт показывает, что формы работы психологов с командами могут быть различными. Они рассмотрены в статьях А. В. Родионова, Ю. Я. Киселева, Б. А. Вяткина, А. Д. Ганюшкина, Г. Д. Горбунова и др. Интересна практика работы О. А. Сиротина. Для выполнения чисто технических функций при сборе диагностического материала в команде он привлекает 3-4 помощников лаборантского состава. Это резко повышает КПД квалифицированного участия психолога в работе с командами.

Непременным условием практической организации целенаправленной работы по совершенствованию психической и во-; левой подготовленности является осознанная готовность тренера и спортсмена приступить к этому на новой основе. Тренер и спортсмен должны понять, что дальнейший прогресс достижений, рост результатов сдерживается пробелами в психологической подготовленности, понять с помощью методистов и психолога, в чем конкретно причины отставания, в чем ошибки, недоработки, и быть готовыми сотрудничать с психологом, веря в положительный исход такого сотрудничества. Не случайно опытные психологи-практики много времени уделяют формированию в спортивной команде положительного отношения спортсменов и тренеров к деятельности психолога и его процедурам. Выработка положительного отношения к психологическому обеспечению в команде — важный элемент технологии.

Исходным моментом планомерно осуществляемого процесса психологической подготовки является постановка точных, конкретных ее задач. Общие цели и задачи, решаемые в процессе различных видов психологической подготовки, определены в теории психологии спорта. Но в каждом отдельном случае приходится сталкиваться с большим разнообразием частных проблем и вопросов, выдвигаемых перед тренером и спортсменом различными обстоятельствами деятельности. Они представляют собой широкий круг переменных: от специфики основного соревнования, к которому направлена подготовка, до своеобразия манеры ведения спортивной борьбы главного соперника, особенностей личности спортсмена и многого другого.

Опыт показывает, что в ряду различных составляющих психической неподготовленности спортсменов следует найти ведущую и выделить главную, стержневую задачу психологической подготовки (их может, впрочем, оказаться 2-3). Примерами могут быть: повышение психической надежности, усиление мотивации в тренировках, снятие неуверенности в своих силах, улучшение способности к сосредоточению внимания, совершенствование индивидуального стиля деятельности и т. п. Причем исходить здесь нужно из общих задач, из общего плана подготовки спортсмена.

Дискутируется вопрос: кто и как ставит задачи психологической подготовки. Одни специалисты утверждают, что это должен делать тренер (т. е. дать «социальный заказ»). Другие склоняются к тому, что психологу видней, и поэтому он должен определить, над чем работать в первую очередь и какими средствами. Фактически взаимодействие между тренерами и психологами складывается по-разному. Некоторые тренеры полностью доверяются психологу. Бывает и так, что тренеры поручают психологу решать совершенно определенные проблемы. Так, перед первенством мира по гребле на байдарках тренер просил психолога снять состояние депрессии, психического упадка у одного сильнейшего гребца (пример Ю. Я. Киселева). В другом случае психолога просили выяснить причину спада мастерства дзюдоиста-тяжеловеса, перешедшего из юниоров в разряд взрослых (пример О. А. Сиротина). В третьем случае старший тренер предложил: а) выяснить потенциальные возможности кандидатов в сборную команду по вольной борьбе; б) дать рекомендации, как «нагружать» борцов, наиболее часто выступающих в крупных соревнованиях (пример Л. Н. Радченко).

Как видно из примеров, конкретность задач, которые ставят тренеры перед психологами, может быть весьма приблизительной.

Таким образом, можно сказать, что в постановке задач психологической подготовки возможны несколько вариантов, в частности, тренером и психологом. Вероятно, совсем неплохой вариант, когда после предварительного изучения существа дела задачи ставятся совместно, в сотрудничестве тренера и психолога (не исключая активного участия самого спортсмена).

При этом хочется подчеркнуть, что в любом случае психолог должен продемонстрировать большой такт и профессиональную этику, не навязывая своего категорического мнения, памятуя, что в спортивной команде он далеко не заглавная фигура.

Всякому педагогическому процессу, преследующему цель обучить человека чему-то, воспитать, переучить, перевоспитать, \ исправить, улучшить и т. д., всегда сопутствует тщательное и всестороннее изучение обучаемого, воспитуемого. Это не означает, что изучение обучаемого и воздействие на него следуют последовательно одно за другим. Два взаимообусловливающих процесса, как правило, идут параллельно.

Точно так же целенаправленной психологической подготовке сопутствует основательное исследование психики спортсмена. Психодиагностическую работу квалифицированно и полно может выполнить только профессиональный психолог (а еще лучше — группа специалистов).

В зависимости от поставленных задач делается особый акцент на диагностику тех или иных сторон и проявлений психики. В соответствии с этим применяются и методы обследования, арсенал которых в современной экспериментальной психологии достаточно велик. Спортивная психология в последние годы накопила большой опыт применения в практических целях методов исследования психомоторики, типологических особенностей личности, мотивации, психических состояний, социально-психологических условий подготовки и особенностей команды и других важных явлений психики.

В частности, при плановых обследованиях спортсменов высокого класса в системе углубленных, этапных, текущих обследований и при оценке соревновательной деятельности в настоящее время применяются сложные психодиагностические комплексы с программами для ЭВМ (ныне компьютерные программы. — Примеч. сост.), позволяющие оперативно получать разностороннюю информацию о психике спортсмена и его психических реакциях, а также осуществлять динамический контроль за функциями и психической готовностью.

Примером может служить специализированный для группы игровых видов спорта психодиагностический стенд (Родионов, Портнов, Преображенский, 1979). Предназначение сложных психодинамических комплексов даже выходит за рамки непосредственного обеспечения психологической подготовки.

В реальных условиях психологического обеспечения спортивных команд для контроля за психофизиологическим состоянием и динамикой психических функций чаще всего применяются небольшие «батареи», составленные из наиболее информативных методик и тестов. Например, в контрольную «батарею» у борцов включены: наблюдение за поведением и деятельностью, измерение электрокожного сопротивления и частоты сердечных сокращений, максимальных и дозированных усилий, анализ самооценки измерения реакций на движущийся объект (РДО), темповых характеристик (теппинг-тест), анализ быстроты решения оперативных задач — «Игра-3» (О. А. Сиротин).

Все данные обследований и тестовых испытаний сводятся в индивидуальные карты психологических особенностей спортсмена или своего рода досье (личное дело). На основании этого составляется психолого-педагогическая характеристика на спортсмена, делается заключение и даются рекомендации на будущее.

Формы (схемы) психолого-педагогических характеристик спортсмена разработаны достаточно подробно. Содержание характеристики обусловлено не только структурой спортивно-важных сторон психики и личности, но и спецификой каждого вида спорта и характером решаемых на данном этапе спортивной подготовки задач. Но не разработаны до сих пор формы психологической характеристики для спортивной команды.

Характеристика должна содержать оценочную информацию о психической подготовленности спортсмена (или команды) и об отдельных параметрах психики. Оценки даются на основе сравнения индивидуальных данных с психоспортограммой, критериями готовности данного вида спорта, объективными условиями и требованиями предстоящего соревнования, показателями основного соперника и другими «модельными характеристиками».

Существует сложность в оценивании проявлений психической подготовленности и готовности. Она обусловлена тем, что не разработаны психограммы во многих видах спорта (или отдельных упражнениях), далеко не везде есть нормативные показатели, критерии готовности и надежности. Не лучше обстоят дела с созданием «модельных характеристик».

Тем не менее психолог в содружестве с тренером и членами КНГ, опираясь в основном на общие и эмпирические критерии готовности, надежности, адекватности, стабильности и т. д., дает полезные с практической точки зрения оценки, заключения и рекомендации.

Следующий шаг в технологии психологической подготовки — составление индивидуального плана (программы).

Естественно, план психологической подготовки спортсмена является органической частью общего плана учебно-тренировочного процесса и рассчитан на определенный временной период (тренировочный цикл). Но удобнее, если он представляет собой отдельный служебный документ (как раздел общего плана подготовки). Видимо, правильно в едином плане отражать решение и перспективных, и оперативных, ближайших задач психологической подготовки.

Форма составления плана может, быть различной, применительно к сложившейся системе планирования в каждом виде спорта. Тем не менее индивидуальный план должен обязательно содержать общие и частные задачи психологической подготовки, приемы, методы и средства, время и место их применения, дозировку.

Содержание плана обновляется по мере решения поставленных в нем задач.

Составлением индивидуального плана психологической подготовки завершается подготовительный этап. И только затем следует этап практического осуществления психологической подготовки.

На этом основном этапе также очень желательно участие в работе психолога. Здесь у психолога к функциям диагноста-исследователя прибавляются функции педагога, «тренера по психологической подготовке» и в отдельных случаях психотерапевта.

Практическое осуществление психологической подготовки представляет собой целенаправленное применение специальных и традиционных приемов и средств обучения, тренировки, воспитания, саморегуляции.

Вариантов реальной организации психологической подготовки в каждом конкретном случае большое количество. Это обусловлено многообразием возникающих проблем, решаемых задач, своеобразием обстоятельств, объективных и субъективных условий, особенностей вида спорта и т. д. Рассмотрение их не входит в задачи настоящей статьи.

Ганюшкин А. Д. К вопросу о технологии психологической подготовки спорт­смена // Психологические аспекты подготовки спортсменов. — Смоленск: Изд-во СГИФК, 1980. - С. 3-9.