ПСИХОЛОГИЯ

Спортивная психология. Возрастные особенности спортсменов

Понятие лидерство неоднозначно и зависит от подхода. Одно из распространенных определений трактует лидерство как процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели (M. Chemers, 1997).

Согласно другому определению, лидерство – это распространение власти или влияния с целью направлять мысли и/или поведение других и побуждать их следовать за собой, добровольно или нет.

В спорте лица, занимающие руководящие должности – менеджеры, тренеры, капитаны – не имеют достаточного контроля над тем, как другие думают, чувствуют и относятся друг к другу. Менеджеры и тренеры, в частности, влияют или, по крайней мере, пытаются влиять на поведение других, исходя из предположения, что хорошие результаты приведут к позитивным отношениям между собой и их подопечными или между членами команды.

Эффективное лидерство воодушевляет или направляет, хотя в некоторых ситуациях принуждение и контроль могут давать полезные результаты. Трансформационное лидерство описывает первое, транзакционное лидерство – второе. Рассмотрим четыре модели лидерства.

Модель 1. Особенности лидеров

Некоторые подходы включают изучение лидеров и выявление их ключевых характеристик или черт. Более сложные подходы подчеркивают, как учитываются ситуации в плане выравнивания. Например, авторитарная личность может быть эффективным лидером в высокоструктурированных ситуациях, когда правила ясны и жестки, но над этим человеком можно посмеяться и быть неуважительным в другом контексте.

Выявление того, какая комбинация признаков эффективна в какой ситуации, была задачей модели на случай непредвиденных обстоятельств. Ее главный сторонник Ф.Е. Фидлер (Fiedler F.E., 1967) пришел к выводу, что на лидерство влияет «ситуативная благоприятность», поэтому:

  • В ситуациях, которые являются либо благоприятными, либо неблагоприятными лучше всего будет работать лидер, ориентированный на задачи (который концентрируется исключительно на производительности) и когда у лидера очень мало или много контроля и влияния.
  • В ситуациях только умеренной благоприятности будет более эффективным лидер, ориентированный на ОТНОШЕНИЯ, который поддерживает хорошие межличностные отношения со спортсменами.

Другими словами, соответствие между типом лидера и контекстом имеет решающее значение.

Модель 2. Жизненный цикл

Другие подходы к лидерству еще больше отдаляются от самих лидеров и ориентированы на последователей. Подходы, ориентированные на жизненный цикл, предполагают, что эффективность стиля лидера определяет уровень зрелости субъектов.

Молодые и незрелые люди имеют низкий уровень способности ставить и достигать цели, брать на себя ответственность; лидер, ориентированный на задачи и структуру, нашел бы их отзывчивыми.

Согласно этой теории, лидер, более ориентированный на отношения, создающий доверие и воспитывающий взаимное уважение, будет иметь успех среди более зрелых субъектов, которые имеют опыт и знания и не нуждаются в большой структуре.

Исследования Херси и Бланшара (Hersey P., Blanchard K.H., 1977) с использованием этого подхода, показали, что ни одна из групп на каждом конце континуума – очень молодая (незрелая) и группа с большим опытом – хорошо не отреагировала на лидеров, акцентированных на структуру задач.

Модель 3. Путь – цель

Эта модель определяет лидеров как деятелей, которые освещают, направляют и помогают последователям в достижении их целей. Лидерство здесь в меньшей степени связано с какими-либо качествами, которыми может обладать лидер, но в большей степени – с устремлениями и предпочтениями субъектов.

Лидер просто ускоряет (или замедляет) прогресс. Лидерство заключается не в одной из сторон, а в изменении отношений между ними. Здесь имеет место некоторое сходство с концепцией социолога Макса Вебера о харизматическом лидере – человеке, которому приписываются особые качества, независимо от того, обладает ли лидер таковыми на самом деле.

Модель 4. Многомерная

P. Chelladurai с соавторами (1993) попытались формализовать лидерские отношения в модели лидерства, состоящей из трех взаимодействующих компонентов:

  • (а) стабильные факторы, которые предшествуют поведению лидера – характеристики ситуации, лидера и членов;
  • (б) поведение лидера – обязательное, фактическое и предпочтительное (со стороны участников);
  • (в) последствия сочетания (а) и (б) для удовлетворенности и эффективности членов команды.

Автократичные, властные тренеры эффективны в некоторых видах спорта, таких как баскетбол, футбол, регби и единоборства, потому что члены команды предпочитают властный подход.

Будет ли это работать с другими видами спорта? Определенно, не в теннисе, не в гольфе и, вероятно, не в некоторых других видах спорта, которые требуют индивидуального суждения и инициативы.

Интересной особенностью этой модели является ее включение в культурные предпочтения.

Стили лидерства, которые эффективны в одной культуре, могут иметь неприятные последствия в другой, даже в том же виде спорта.

Этот факт подчеркивается в фильме Фреда Шеписи «Мистер Бейсбол» (1992), в котором опытный профессионал Высшей лиги бейсбола Том Селлек хочет выстроить свою спортивную карьеру в японской лиге, где он обнаруживает, что его новый тренер чересчур требователен в плане дисциплины и совершенно не похожим на его бывших тренеров. Неизбежно, следуют столкновения.

Преемственность лидерства – замена успешного менеджера или тренера – это проблема, с которой сталкивается любой вид спорта.

Выбор преемника с выдающимся послужным списком с другими командами или клубами никогда не является гарантией преемственности, поскольку меняются предпочтения и ожидания игроков, а также другие ситуационные обстоятельства.

Члены команды могут не оказать своему новому менеджеру или тренеру должного почтения или уважения; они могут противостоять новичку как «законному наследнику» на должности, которую когда-то занимал кто-то, кого они знали и которому доверяли.

В спорте есть множество примеров того, как тренеры с солидными полномочиями переходили в новые клубы и терпели неудачу.

Существует также возможность образования в группах влиятельного неформального лидерства, что иногда может угрожать подрыву форм лидерства, однако не всегда дело обстоит именно так. Например, в исследовании, проведенном Тоддом Лугхедом с соавторами (Todd M. Loughead et al., 2006) два типа лидера (формальный и неформальный) играли взаимодополняющие роли. Неформальные лидеры помогали членам группы – своим сверстникам, «понимая неоднозначные сценарии» (например, уточнение инструкции тренеров).

Для достижения успеха, тренеры, менеджеры и спортсмены должны в полной мере располагать информацией о том, какие существуют модели лидерства, и применять знания на практике.

Эллис Кэшмор. Психология спорта и упражнений. Ключевые понятия. С. 246-249.

Поделись с друзьями