В психологии идиографический подход – это поиск индивидуальных особенностей человека или любого другого объекта, по наличию которых он отличается от остальных.

«Идиографический подход посвящен тщательному изучению ФЕНОМЕНА в том виде, в каком он переживается и имеет смысл в жизни человека», – заявляют Вирджиния Итоуф и Джонатан Смит (Virginia Eatough, Jonathan Smith, 2006). – Это подчеркивает важность личности как единицы анализа».

Название термина происходит от греческого ἴδιος (идиос), что означает «собственный», т.е. здесь заключается идея о том, что результаты исследования относятся только к этому явлению, они являются его собственными.

Таким образом, результаты идиографического анализа противостоят обобщению.

Питер Хассмен и соавторами (Peter Hassmen, John S. Raglin, Lundqvist, 2004) использовали идиографический метод для исследования состояния тревоги и уверенности в себе среди игроков в гольф. Авторы обнаружили то, что они назвали «внутрииндивидуальной» изменчивостью.

Выяснилось, что «спортсмены не только отличаются друг от друга уровнем тревоги, испытываемой до данного СОСТЯЗАНИЯ, они также могут демонстрировать различия в диапазоне изменчивости тревоги перед состязаниями и между ними». Ученые полагают, что другие подходы слишком широки, и при отсутствии идиографического исследования не способны дать полного понимания картины.

Автобиографии, тематические исследования и личные записи – все это является сырьем для исследований, использующих идиографический подход. В контексте психологии здоровья Сара Бейкер (Sarah R. Baker, 2006) попросила каждого из участников исследования заполнить базовую форму самооценки, а затем вести ежедневный дневник, предоставляя «отчеты о положительных и отрицательных настроениях, неприятностях и подъемах».

Бейкер пишет, что наряду с субъективными записями, оценивался «опыт» участников повседневных событий. Она также дополнила свои результаты количественными данными, чтобы получить то, что она называет «идиотетическим пониманием».

Джордж Ховард и Пол Майерс (George S. Howard, Paul R. Myers, 1990) стремились к подобным субъективным результатам с помощью «Ежедневного рейтингового листа». Он содержал шкалы по трем переменным, которые, по мнению каждого участника, оказали наибольшее влияние на его или ее СПОСОБНОСТЬ. В этом исследовании выбор из трех идиографических предикторов переменные выбирались самими участниками и отличались друг от друга у разных субъектов.

Во всех случаях идиографического подхода индивидуальный опыт имеет решающее значение, что контрастирует с НОМОТЕТИЧЕСКИМ подходом, который нацелен на общий результат, на выявление закономерностей функционирования и эволюции разного рода систем.

Эллис Кэшмор. Психология спорта и упражнений. Ключевые понятия. С. 220-221.