Содержание материала

Нравственное воспитание в спорте – это сложный педагогический процесс. Сущность мощного воздействия занятий спортом на личность в принципе заключается в следующем: субъективная деятельность спортсмена, будучи направленной на овладение искусством движений и на укрепление тела, на основе обратной связи совершенствует самого себя.

Многогранность воспитательных воздействий спорта подтверждается исследованиями В. И. Старшинова (1975), который показал, что две трети спортсменов видят пользу спорта не только в благотворном развитии физических сил, но и в становлении нравственных, волевых качеств личности в целом. Кроме того, все спортсмены отметили нравственную эффективность занятий спортом.

Занятия спортом ставят человека в условия, требующие проявления настойчивости при многократном выполнении нового, незнакомого и непривычного упражнения, при преодолении физической нагрузки. В процессе подготовки и участия в соревнованиях поведение спортсмена определяется его нравственными установками, уровнем развития его личностных качеств. Это предъявляет ряд требований к организации и проведению занятий, выполнение которых позволит избежать узкофункционального подхода к использованию физических упражнений в целях достижения высоких спортивных результатов:

направленность внимания на то, что процесс овладения своим телом, спортивное совершенствование имеют не только личное, а прежде всего общественное значение;

формирование общественно значимых целей и мотивов спортивной деятельности;

четкое определение и неукоснительное соблюдение норм и правил поведения спортсмена в условиях разнообразной спортивной деятельности.

Процесс нравственного воспитания рассматривается как формирование сознания и поведения в их единстве под влиянием целенаправленного воспитания, условий жизни и окружающей среды. Наиболее интенсивно он протекает в школьные годы, когда закладываются основы личности.

По степени распространенности жизненной ситуации, в которой качества личности могут проявляться, можно, по мнению П. П. Полозковой (1982), выделить три группы нравственных качеств:

1) качества, неотъемлемые от мировоззренческих качеств и установок личности: патриотизм, интернационализм, коллективизм и солидарность;

2) качества, регулирующие межличностные отношения: четкость, единство слова и дела, отзывчивость, дисциплинированность и трудолюбие;

3) качества, связанные с простыми нормами нравственности и проявляемые в конкретных ситуациях: уважение к женщине, к старшим, бережливость, скромность и др.

Средствами физической культуры и спорта необходимо решать следующие основные задачи:

  • воспитание преданности и любви к Родине;
  • воспитание в духе дружбы и братства всех народов мира, непримиримость к национальной и расовой дискриминации;
  • воспитание общественной активности;
  • воспитание коллективизма и товарищеской взаимопомощи;
  • воспитание непримиримости к несправедливости, нечестности;
  • воспитание уважения к женщине, к старшим;
  • формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом в целях повышения работоспособности, дисциплинированности, подготовке к предстоящей трудовой и общественной деятельности;
  • воспитание навыков пропаганды физической культуры и спорта как важнейших средств физического и духовного совершенствования человека;
  • повышение уровня своего физического развития, физического совершенствования, физической подготовленности.

Участие школьников в общественной жизни, совокупность таких факторов, как среда, в которой проводятся занятия спортом, тренеры, их профессиональная подготовка, уровень общественной культуры и эрудиции, уровень требований к занимающимся, осмысление значимости занятий, понимание их необходимости – могут активно способствовать воспитанию гармоничного человека, формированию нравственного сознания.