В содержании олимпийского воспитания, так же как и в других видах процесса воспитания, приоритет должен отдаваться освоению ценностей физической культуры, в первую очередь в связи с познанием их исторического и гуманистического потенциалов.
Одним из путей реализации гуманитарного образования, проповедующего приоритет общечеловеческих моральных и духовных ценностей, является использование всего содержания идей олимпизма.
Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания – вот те человеческие ценности, которые заложены в основе физической культуры и спортивной культуры.
Олимпизм обладает той интегрирующей силой, которая позволяет обогатить процессы физического воспитания и спортивной подготовки философией объединяющей, как указывается в Олимпийской хартии, "в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума".
Олимпизм – социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях. Он интегрирует в себе процессы образования, воспитания и культуры, создавая тем самым предпосылки для формирования олимпийской культуры, основанной на гуманитарных и гуманистических ценностях физической культуры и спорта.
Олимпийская культура с ее мощным гуманизирующим содержанием способна преодолеть уже сложившуюся практику утилитарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физического воспитания и спортивной подготовки культурным и духовным смыслом на основе идеалов, воплощенных в Олимпийской хартии.
Олимпийская культура – это специфическая философия жизни, включающая в себя духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический и мировоззренческий потенциалы. В связи с этим возрастает роль олимпийского образования, содержание которого должно определяться освоением ценностей олимпийской культуры.
В программу олимпийского образования детей и молодежи необходимо заложить по крайней мере три основных направления: познавательное, мотивационное, практическое:
- первое направление: формирование знаний об олимпийских играх, истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма;
- второе направление: формирование интереса к спорту, потребности в спортивных занятиях, стремление к достижению спортивного результата;
- третье направление: формирование умений и навыков для практического освоения принципов и ценностей олимпизма путем активного участия детей и молодежи в традиционных и нетрадиционных моделях физкультурно-спортивной деятельности.
Литература
- Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. — М.: Школа, 1994.
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М.: ГЦОЛИФК, 1992.
- Лубышева Л.И. Концепции физкультурного образования: Теория и методика // Теория и практика физической культуры, 1994, № 3.
- Найн А.Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного, многоуровневого высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры, 1995, № 10.
- Парсонс Т. Человек в современном мире / Пер. с англ. (Под общ. ред. В. А. Кувакина). – М.: Прогресс, 1985.
- Станкин М. И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. – М.: Педагогика, 1987.
- Столяров В. И. Ценности спорта и пути его гуманизации. – М.: РГАФК, 1995.
- Эндрюс Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теория и практика физической культуры, 1993, № 1.
www.fizkulturaisport.ru