Слово «спорт» представляет очевидный интерес для педагогики. Изучением происхождения отдельных слов занимается специальная научная дисциплина в языкознании под названием «этимология» (от греч. etymon — основное значение). Определение основного значения слова относится к разряду трудных лексикографических задач. Анализ энциклопедий, специальных словарей, справочников показывает, что по вопросу происхождения слова «спорт» нет единого мнения. Например, Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1860—1907), Малая Советская Энциклопедия (50-е гг.), Большая Советская Энциклопедия (50-е гг.) отмечают, что слово «спорт» английского происхождения.
В исследованиях Е. А. Гельфриха (1900) отстаивается мнение, что «спорт» имеет древнефранцузское происхождение от desporter. Однако во французском энциклопедическом издании Pefit La-rousse eneyclopedique (Paris, 1974) указывается, что слово «спорт» все-таки английского происхождения, но образовалось оно от сокращения старофранцузского desport. Этого же мнения придерживается Большая Советская Энциклопедия (70-е гг.). На основании вышеизложенного можно предположить путь, каким данное слово дошло до нас: спорт — [англ. sport] < [фр. desport] < [лат. desportare]. Наиболее отдаленный предок слова «спорт», вошедшего в русский язык, имел латинское происхождение и обозначал «отдых, развлечение». Именно так понимали значение этого термина Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. По мнению этих авторов, к «спорту» можно было отнести всякие занятия, которые имели целью увеселение без выгоды. Авторы разделяли область спорта на две подгруппы: а) подвижные занятия (различные телесные движения); б) неподвижные занятия (разведение животных, садоводство, коллекционирование и т. п.), где мускульные усилия не играют ведущей роли.
Спустя 31 год Г. А. Дюперрон в своих исследованиях установил различие между занятиями физическими упражнениями и спортом. Автор показал, что физические упражнения превращаются в спорт только тогда, когда люди начинают соперничать в превосходстве силы, ловкости, скорости и, соревнуясь, проверяют личные качества без утилитарных целей. Отсюда становится ясным, что понятие «спорт» является более узким и включается в более широкое понятие — «физическая культура». Поэтому неправомерно эти понятия как отождествлять, так и противопоставлять. Имея «особенное», они могут быть представлены лишь в диалектическом единстве. Один из типичных примеров отождествления мы можем найти в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1949). Автор определяет «спорт» как физические упражнения для развития и укрепления организма. Изменения взглядов на спорт как на явление общественной жизни можно проследить по табл. 9.
Широта значения слова «спорт» определяется современными научными исследованиями. Здесь и общественно-политическая сущность спорта, и высокая значимость его воздействия на личность. Спорт как особая сфера социальной деятельности проявляется в сложных взаимосвязях с экономической и духовной жизнью общества. Уровень развития педагогики спорта является показателем жизненной, образовательной, технико-экономической и научной сторон, отражая зависимость спорта от социально-политического устройства страны.
Научные выводы педагогики спорта давно и с успехом применялись талантливыми спортивными воспитателями в разных областях общественной практики — в школе, на производстве, в вузах и армии. Однако сегодня эмпирических знаний, накопленных в этой области, уже недостаточно. Возникает необходимость в овладении глубинными закономерностями педагогики спорта, которые по результатам наблюдений получить невозможно. Существующая в педагогике традиционная форма лабораторного эксперимента не адекватна при исследовании спортивно-педагогического процесса. Академик Ю. К. Бабанский объяснял это положение тем, что результаты лабораторного эксперимента можно применять для конкретного воспитательного процесса лишь с большими оговорками.
Научное проникновение в сложные взаимосвязи между эндогенными и экзогенными факторами развития личности под влиянием занятий спортом возможно лишь в том случае, если рассматривать явление в трех плоскостях: 1) систематически получать актуальный материал от переменных величин и анализировать его; 2) организовывать феноменологические исследования; 3) осуществлять абстрактно-логические обобщения, направленные к конкретному. Проведению такой работы в наибольшей мере отвечает постановка естественных спортивно-педагогических экспериментов. Однако следует заметить, что и этот вид экспериментирования не в состоянии дать ответы на многие вопросы, поставленные спортивной практикой.
Таблица 9
Изменение взглядов на спорт как на явление общественной жизни
Наименование понятий |
1893—1931 гг. |
30—80-е гг. XX в. |
Предлагается авторами |
|
Область |
Физические упражнения, спорт, развлекательная деятельность человека |
Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки человека |
Педагогика спорта как наука и учебный предмет в высшем физкультурном заведении |
|
Объект |
Отдых, развлечение |
Спортивная тренировка, спортивное достижение |
Спортивно-педагогический процесс |
|
Предмет |
Спорт, как всякие занятия, которые имеют целью увеселения без выгоды: 1) подвижные занятия (различные телесные движения) 2) неподвижные занятия (разведение животных, садоводство, коллекционирование и т. п.) |
Закономерности процесса планомерной подготовки организма человека к максимальным для него проявлениям силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достичь к моменту соревнований наибольшей работоспособности |
Закономерности и связи спортивно-педагогического процесса, направленного на гуманистическое воспитание |
|
Средства и процедуры изменения предмета познания |
Эмпирический подход, сравнительно-исторический метод, антропометрические исследования |
Атомистический подход, методы спортивно-научных дисциплин: биохимии, физиологии, психологии, социологии спорта, теории и методики его различных видов |
Единство феноменологического и абстрактно-логического подходов, интеграция имеющихся знаний на базе обшей теории систем; полилогическое конструирование (вспомогательные средства — историография, аппарат теории множеств, графов, шейпов, формальная и математическая логика, философская аргументация, математическое моделирование с применением ЭВМ); естественные и модельные спортивно-педагогические эксперименты |
|
Этапы становления науки о спорте |
Установление различий между занятиями физическими упражнениями и спортом. (Г. А. Дюперрон, 1924) Разработка основ спортивной тренировки, методических положений и научных обоснований системы подготовки (до1931 г.) |
Становление системы спортивной тренировки (до1941 г.) Совершенствование олимпийской системы спортивной тренировки (до1980 г.) |
Становление науки о спорте как средстве педагогического воздействия на личность |
|
Продукт научного знания |
Физическое воспитание и образование как наука (П. Ф. Лесгафт) |
Теория и методика спортивной тренировки (Л. П. Матвеев, Н. Г. Озолин и др.) Биохимия спорта (Н. Н. Яковлев и др.) Физиология спорта (А. Н. Крестовников, Н. В. Зимкин и др.) Психология спорта(П. А. Рудик, А. Ц. Пуни и др.) Социология спорта (А. Д. Новиков, Н. И. Пономарев и др.) Спортивная педагогика как эмпирическая область знаний (первый международный симпозиум по спортивной педагогике, Карлсруэ, 1975) |
Вариант содержания специальной методологии как совокупность исследований, включающий: 1) обработку языка данной науки (ее терминологии и утверждений) 2) изобретение метатеоретической концепции 3) верификацию эвристических допущений и правил путем экспериментально-практических работ 4) вопросы теории и практики спорта как средства воспитания |
Дальнейшее развитие педагогики спорта выдвигает задачу комплексного подхода к разработке ее проблем. Изучение спорта с позиций теории тренировки — это лишь одна из его многочисленных сторон. Биологические, медицинские, психологические, социальные, гносеологические и другие стороны спорта во взаимосвязанном виде проецируются на сферу педагогики спорта и границы ее приложений. С позиций потенциала развивающего и воспитывающего обучения педагогика спорта является наиболее неразвитой дисциплиной в области теории и методики физического воспитания. Спорт, который в определенных обстоятельствах способен подчинять себе «человеческий фактор» и воспитывать у людей полярные мировоззрения, с одной стороны, может содействовать повышению культуры людей, их гуманистических, эстетических и интеллектуальных возможностей, с другой — в спортивной среде нередки случаи алкоголизма, наркомании и различных уголовно наказуемых деяний. Анализировать причины, объяснять отрицательные зависимости, имеющие место в спортивно-педагогическом процессе, воздействовать на поведение, эмоции, мотивацию спортсменов, воспитывая у них положительные характерологические качества, — все это и многое другое можно отнести к прерогативе педагогики спорта.
Изучение познавательных функций человека в условиях спортивных соревнований, превращение занятий спортом во внутреннюю потребность людей позволят педагогике спорта более эффективно готовить молодежь к общественно-трудовой деятельности. Эта новая ветвь общепедагогических знаний также сможет оказать помощь и в вопросах профессиональной ориентации учащихся. К2010 г. учеными-педагогами прогнозируется существенная перестройка физической культуры в общеобразовательной школе. Объем обязательных учебных занятий по физическому воспитанию возрастет в 1—4 классах до 6 часов, в 6—11 — до 3—4 часов в неделю. Более широкое развитие получит физкультурно-спортивная внеклассная работа в секциях (командах) по видам спорта и группах общефизической подготовки, организуемых в соответствии с интересами и склонностями учеников. Составным элементом этой системы будут активные домашние задания по спорту. Интенсивное развитие получат детско-юношеские спортивные школы: в них будет заниматься каждый десятый школьник. В содержании школьных программ физического воспитания будет усилен интеллектуальный аспект: выпускник школы должен будет обладать знаниями о человеческом организме и умениями развивать свои физические способности. Возрастет численность школ-интернатов со спортивной направленностью. Эти типы учебных заведений станут основными центрами спортивного совершенствования школьников.
Наши исследования дают возможность полагать, что в процессе длительных занятий спортом станет возможной фиксация навыков, умений и способностей при выработке адаптивного поведения. Через спортивные занятия можно будет увидеть «паттерн» (пространственный рисунок) задатков и на этой основе более качественно проводить консультативную работу при выборе профессии.
Педагогика спорта должна занять достойное место в высших физкультурных учебных заведениях. Многие спортивные педагоги уже давно обращают внимание на существование противоречий между требованиями программ формально-академического образования и достижениями практического спорта. Для преодоления этого противоречия необходимо создать специальные кафедры-лаборатории, которые в условиях вуза были бы способны соединить науку и практику для подготовки высококвалифицированных специалистов в области спорта. Такие подразделения, оснащенные современной материально-технической базой, должны на основе обобщения новейших достижений науки, техники и культуры не только строить педагогическую теорию спорта, но и доказывать на практике ее состоятельность. «...Мы, видимо, придем к более гибкой точке зрения, которая позволит воспитывать специалиста, не обремененного автоматизированными и консервативными конкретными знаниями, чуткого и восприимчивого к изменениям... Такой специалист, вероятно, будет менее всего подвержен стать тормозом научно-технического прогресса...» и помехой для все возрастающих требований к воспитанию и образованию общества.
Педагогика спорта в состоянии способствовать повышению качества и эффективности производства. Рекомендованные ею спортивные дисциплины будут культивироваться для определенных производственных профессий и специальностей. Занятия видом спорта, который толерантен профессии, позволят в опосредованном виде влиять на улучшение производственных показателей.
Педагогика спорта дает возможность по-новому взглянуть на стратегические вопросы организации и планирования физической подготовки в армии и на флоте. Предположительно такая подготовка сможет осуществляться через соответствующие специфике боевой деятельности виды спорта, которые в комплексе будут эффективно воздействовать на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы, обеспечивая при этом высокое физическое совершенствование военнослужащих.