Слово «спорт» представляет очевидный интерес для педагоги­ки. Изучением происхождения отдельных слов занимается спе­циальная научная дисциплина в языкознании под названием «этимология» (от греч. etymon — основное значение). Опреде­ление основного значения слова относится к разряду трудных лексикографических задач. Анализ энциклопедий, специальных словарей, справочников по­казывает, что по вопросу происхождения слова «спорт» нет еди­ного мнения. Например, Энциклопедический словарь Ф. А. Брок­гауза и И. А. Ефрона (1860—1907), Малая Советская Энцикло­педия (50-е гг.), Большая Советская Энциклопедия (50-е гг.) отмечают, что слово «спорт» английского происхождения.

В ис­следованиях Е. А. Гельфриха (1900) отстаивается мнение, что «спорт» имеет древнефранцузское происхождение от desporter. Однако во французском энциклопедическом издании Pefit La-rousse eneyclopedique (Paris, 1974) указывается, что слово «спорт» все-таки английского происхождения, но образовалось оно от сокращения старофранцузского desport. Этого же мнения придерживается Большая Советская Энциклопедия (70-е гг.). На основании вышеизложенного можно предположить путь, каким данное слово дошло до нас: спорт — [англ. sport]

Спустя 31 год Г. А. Дюперрон в своих исследованиях устано­вил различие между занятиями физическими упражнениями и спортом. Автор показал, что физические упражнения превраща­ются в спорт только тогда, когда люди начинают соперничать в превосходстве силы, ловкости, скорости и, соревнуясь, проверя­ют личные качества без утилитарных целей. Отсюда становится ясным, что понятие «спорт» является более узким и включается в более широкое понятие — «физическая культура». Поэтому неправомерно эти понятия как отождествлять, так и противопос­тавлять. Имея «особенное», они могут быть представлены лишь в диалектическом единстве. Один из типичных примеров отож­дествления мы можем найти в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (1949). Автор определяет «спорт» как физические упражнения для развития и укрепления организма. Изменения взглядов на спорт как на явление общественной жизни можно проследить по табл. 9.

Широта значения слова «спорт» определяется современными научными исследованиями. Здесь и общественно-политическая сущность спорта, и высокая значимость его воздействия на лич­ность. Спорт как особая сфера социальной деятельности прояв­ляется в сложных взаимосвязях с экономической и духовной жизнью общества. Уровень развития педагогики спорта являет­ся показателем жизненной, образовательной, технико-экономи­ческой и научной сторон, отражая зависимость спорта от соци­ально-политического устройства страны.

Научные выводы педагогики спорта давно и с успехом приме­нялись талантливыми спортивными воспитателями в разных об­ластях общественной практики — в школе, на производстве, в вузах и армии. Однако сегодня эмпирических знаний, накоплен­ных в этой области, уже недостаточно. Возникает необходимость в овладении глубинными закономерностями педагогики спорта, которые по результатам наблюдений получить невозможно. Су­ществующая в педагогике традиционная форма лабораторного эксперимента не адекватна при исследовании спортивно-педаго­гического процесса. Академик Ю. К. Бабанский объяснял это положение тем, что результаты лабораторного эксперимента можно применять для конкретного воспитательного процесса лишь с большими оговорками.

Научное проникновение в сложные взаимосвязи между эндо­генными и экзогенными факторами развития личности под влия­нием занятий спортом возможно лишь в том случае, если рас­сматривать явление в трех плоскостях: 1) систематически полу­чать актуальный материал от переменных величин и анализиро­вать его; 2) организовывать феноменологические исследования; 3) осуществлять абстрактно-логические обобщения, направлен­ные к конкретному. Проведению такой работы в наибольшей мере отвечает постановка естественных спортивно-педагогиче­ских экспериментов. Однако следует заметить, что и этот вид экспериментирования не в состоянии дать ответы на многие вопросы, поставленные спортивной практикой.

Таблица 9

Изменение взглядов на спорт как на явление общественной жизни

Наиме­нование понятий

1893—1931 гг.

30—80-е гг. XX в.

Предлагается авторами

Область

Физические упражнения, спорт, развлекательная де­ятельность человека

Теория и методика физического воспитания и спортивной трени­ровки человека

Педагогика спорта как наука и учебный предмет в высшем физкультур­ном заведении

Объект

Отдых, развлечение

Спортивная тренировка, спортивное достижение

Спортивно-педагогический процесс

Предмет

Спорт, как всякие занятия, которые имеют целью увесе­ления без выгоды: 1) подвижные занятия (раз­личные телесные движения) 2) неподвижные занятия (разведение животных, садо­водство, коллекционирова­ние и т. п.)

Закономерности процесса пла­номерной подготовки организ­ма человека к максимальным для него проявлениям силы, быстроты, ловкости и вынос­ливости с целью достичь к моменту соревнований наибольшей работоспособности

Закономерности и связи спортивно-педагогического процесса, направленного на гуманистическое воспитание

Средства и процеду­ры измене­ния предмета познания

Эмпирический подход, срав­нительно-исторический ме­тод, антропометрические ис­следования

Атомистический подход, методы спортивно-научных дисциплин: биохимии, физиологии, психоло­гии, социологии спорта, теории и методики его различных видов

Единство феноменологического и абстракт­но-логического подходов, интеграция имею­щихся знаний на базе обшей теории систем; полилогическое конструирование (вспомога­тельные средства — историография, аппарат теории множеств, графов, шейпов, формаль­ная и математическая логика, философская аргументация, математическое моделирова­ние с применением ЭВМ); естественные и модельные спортивно-педагогические эксперименты

Этапы ста­новления науки о спорте

Установление различий между занятиями физиче­скими упражнениями и спортом. (Г. А. Дюперрон, 1924) Разработка основ спортив­ной тренировки, методиче­ских положений и научных обоснований системы подго­товки (до1931 г.)

Становление системы спортив­ной тренировки (до1941 г.) Совершенствование олимпий­ской системы спортивной трени­ровки (до1980 г.)

Становление науки о спорте как средстве педагогического воздействия на личность

Продукт научного знания

Физическое воспитание и образование как наука (П. Ф. Лесгафт)

Теория и методика спортивной тренировки (Л. П. Матвеев, Н. Г. Озолин и др.) Биохимия спорта (Н. Н. Яковлев и др.) Физиология спорта (А. Н. Крес­товников, Н. В. Зимкин и др.) Психология спорта(П. А. Рудик, А. Ц. Пуни и др.) Социология спорта (А. Д. Нови­ков, Н. И. Пономарев и др.) Спортивная педагогика как эмпирическая область знаний (первый международный симпо­зиум по спортивной педагогике, Карлсруэ, 1975)

Вариант содержания специальной методо­логии как совокупность исследований, включающий: 1) обработку языка данной науки (ее терми­нологии и утверждений) 2) изобретение метатеоретической концеп­ции 3) верификацию эвристических допущений и правил путем экспериментально-практи­ческих работ 4) вопросы теории и практики спорта как средства воспитания

Дальнейшее развитие педагогики спорта выдвигает задачу комплексного подхода к разработке ее проблем. Изучение спор­та с позиций теории тренировки — это лишь одна из его много­численных сторон. Биологические, медицинские, психологиче­ские, социальные, гносеологические и другие стороны спорта во взаимосвязанном виде проецируются на сферу педагогики спор­та и границы ее приложений. С позиций потенциала развиваю­щего и воспитывающего обучения педагогика спорта является наиболее неразвитой дисциплиной в области теории и методики физического воспитания. Спорт, который в определенных обсто­ятельствах способен подчинять себе «человеческий фактор» и воспитывать у людей полярные мировоззрения, с одной сторо­ны, может содействовать повышению культуры людей, их гума­нистических, эстетических и интеллектуальных возможностей, с другой — в спортивной среде нередки случаи алкоголизма, нар­комании и различных уголовно наказуемых деяний. Анализиро­вать причины, объяснять отрицательные зависимости, имеющие место в спортивно-педагогическом процессе, воздействовать на поведение, эмоции, мотивацию спортсменов, воспитывая у них положительные характерологические качества, — все это и мно­гое другое можно отнести к прерогативе педагогики спорта.

Изучение познавательных функций человека в условиях спор­тивных соревнований, превращение занятий спортом во внут­реннюю потребность людей позволят педагогике спорта более эффективно готовить молодежь к общественно-трудовой дея­тельности. Эта новая ветвь общепедагогических знаний также сможет оказать помощь и в вопросах профессиональной ориен­тации учащихся. К2010 г. учеными-педагогами прогнозируется существенная перестройка физической культуры в общеобра­зовательной школе. Объем обязательных учебных занятий по физическому воспитанию возрастет в 1—4 классах до 6 часов, в 6—11 — до 3—4 часов в неделю. Более широкое развитие полу­чит физкультурно-спортивная внеклассная работа в секциях (ко­мандах) по видам спорта и группах общефизической подготов­ки, организуемых в соответствии с интересами и склонностями учеников. Составным элементом этой системы будут активные домашние задания по спорту. Интенсивное развитие получат детско-юношеские спортивные школы: в них будет заниматься каждый десятый школьник. В содержании школьных про­грамм физического воспитания будет усилен интеллектуальный аспект: выпускник школы должен будет обладать знаниями о че­ловеческом организме и умениями развивать свои физические способности. Возрастет численность школ-интернатов со спор­тивной направленностью. Эти типы учебных заведений станут основными центрами спортивного совершенствования школьни­ков.

Наши исследования дают возможность полагать, что в про­цессе длительных занятий спортом станет возможной фиксация навыков, умений и способностей при выработке адаптивного по­ведения. Через спортивные занятия можно будет увидеть «пат­терн» (пространственный рисунок) задатков и на этой основе более качественно проводить консультативную работу при вы­боре профессии.

Педагогика спорта должна занять достойное место в высших физкультурных учебных заведениях. Многие спортивные педа­гоги уже давно обращают внимание на существование противо­речий между требованиями программ формально-академическо­го образования и достижениями практического спорта. Для пре­одоления этого противоречия необходимо создать специальные кафедры-лаборатории, которые в условиях вуза были бы способ­ны соединить науку и практику для подготовки высококвалифи­цированных специалистов в области спорта. Такие подразделе­ния, оснащенные современной материально-технической базой, должны на основе обобщения новейших достижений науки, тех­ники и культуры не только строить педагогическую теорию спорта, но и доказывать на практике ее состоятельность. «...Мы, видимо, придем к более гибкой точке зрения, которая позволит воспитывать специалиста, не обремененного автоматизирован­ными и консервативными конкретными знаниями, чуткого и восприимчивого к изменениям... Такой специалист, вероятно, будет менее всего подвержен стать тормозом научно-техниче­ского прогресса...» и помехой для все возрастающих требований к воспитанию и образованию общества.

Педагогика спорта в состоянии способствовать повышению качества и эффективности производства. Рекомендованные ею спортивные дисциплины будут культивироваться для определен­ных производственных профессий и специальностей. Занятия видом спорта, который толерантен профессии, позволят в опо­средованном виде влиять на улучшение производственных пока­зателей.

Педагогика спорта дает возможность по-новому взглянуть на стратегические вопросы организации и планирования физиче­ской подготовки в армии и на флоте. Предположительно такая подготовка сможет осуществляться через соответствующие спе­цифике боевой деятельности виды спорта, которые в комплексе будут эффективно воздействовать на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы, обеспечивая при этом высокое физи­ческое совершенствование военнослужащих.

Педагогика спорта: Учеб. для студентов вузов / А.А. Сидоров, Б.В. Иванюженков,
A.А. Карелин, B.В. Нелюбин. — М.: Дрофа, 2000
.