В период советской власти начиная с 1918 г. и вплоть до 1985 г. внимание правительства было направлено на реализацию положения К. Маркса «о соединении производительного труда с обучением и гимнастикой не только как одного из средств для увеличения общественного производства, но и как единственного средства для производства всесторонне развитых людей». Эта политико-идеологическая установка на десятилетия определила систему организации, методики и науки физического воспитания и спорта в стране. Создаются государственные органы управления физическим воспитанием при Всевобуче и военных комиссариатах, открываются первые институты физической культуры (Москва, Петроград, 1918).
При Главной гимнастическо-фехтовальной школе организуется первое военно-спортивное учебное заведение — Курсы инструкторов по физическому развитию, строю, владению оружием и допризывной подготовке (1918). В целях пропаганды и развития спорта среди подрастающего поколения открывается первый Петроградский спортивный клуб.
Важное значение в развитии вопросов педагогической теории спорта имели научные исследования, начало которым было положено работами сотрудников Главной гимнастическо-фехтовальной школы, Главной военной школы физического образования трудящихся (К. Грантынь, В. В. Гориневский, А. А. Захаров, П. А. Рудик), Ленинградского (1919) и Московского (1920) институтов физической культуры (М. Ф. Иваницкий, Н. М. Саркизов-Серазини, Г. К. Бирзин, М. Н. Гостев, А. А. Красусская, А. Н. Крестовников и др.).
Многогранные стороны развития спорта в системе физической подготовки войск и такому вопросу как физическое воспитание воинов в период с 1917 по1939 г. нашли отражение в наставлениях и руководствах 1924, 1930, 1938, 1939 гг. В этих документах физическая подготовка определялась как: 1) основной отдел обучения и воспитания бойца (ФП РККА-30); 2) основное средство боевой подготовки (КФП-38 ВВС); 3) важнейший вид боевой подготовки (НФП-39). Особо подчеркивалось, что укрепление боевой мощи РККА тесно связано с повышением уровня ее физической подготовленности, а физическая подготовка войск является неотъемлемой частью общей системы их боевого обучения и воспитания.
В этот период активно разрабатывались вопросы специальной направленности физической подготовки летного состава и военных моряков с применением спорта (тренировочных занятий и соревнований по различным спортивным дисциплинам). Расширялись и задачи физической подготовки войск. Например, во «Временном курсе физической подготовки ВВС РККА» (1938) ставилась задача не только обеспечить высокий уровень общей физической подготовки летчиков, но и «воспитать у них волю, смелость и отвагу, дать высокую закалку нервной системы» путем включения в содержание занятий определенных видов спорта. В «Наставлении по физической подготовке РК ВМФ» (1939) указывалось на необходимость воспитания «в личном составе инициативности, смелости, настойчивости в действиях, быстрой ориентировки, стальной выдержки и непоколебимой воли к победе».
Развитие вопросов педагогической теории и практики спорта в период с 1917 по1939 г. наглядно просматривается в тезисах-извлечениях из наставлений (руководств) по физической подготовке войск (табл. 7).
Таблица 7
Тезисы о развитии вопросов педагогической теории и практики спорта в наставлениях (руководствах) по физической подготовке 1917—1939 гг.
Документы |
Содержание |
|
Руководство «Физическая подготовка Рабоче- Крестьянской Красной Армии и допризывной молодежи», 1924 (ФП РККА-24) |
Спортивная работа в армии должна вестись упрощенными, массово-доступными методами, охватывая 100% личного состава; преимущественное проведение состязаний характера воинского многоборья (комбинации средств физической подготовки с тактическим маневрированием, решением задач в поле и стрельбой); разработка программ состязаний, спортивно-гимнастических выступлений и их организация возлагались на наблюдающего командира |
|
«Руководство по физической подготовке РККА», 1930 (ФП РККА-30) |
Спортивная внешкольная работа (массовая и кружковая) и войсковые соревнования (прикладные и спортивные) — две из семи узаконенных форм работы по физической подготовке РККА; соревновательный метод в деле физической подготовки бойца и командира имеет огромное значение: раскрепощает и способствует естественному стремлению человека к совершенствованию |
|
«Наставление по физической подготовке сухопутных войск РККА», 1938 (НФП-38) |
Массовая физкультурная и спортивная работа во внеучебное время, спортивные соревнования — две из пяти узаконенных форм физической подготовки; спортивные соревнования — способ для внесения в занятия элементов жизнерадостности и борьбы за лучшие достижения; командный и начальствующий состав обязан совершенствоваться в одном из видов спорта |
|
«Временный курс физической подготовки ВВС РКК»,1938 г. (КФП-38 ВВС) |
Спортивная работа — одна из трех (зарядка, урок) узаконенных форм физической подготовки летчиков; включение в содержание «КФП-38 ВВС» следующих видов спорта и физических упражнений, наиболее обеспечивающих разрешение общих и специальных задач ФП летно-подъемного состава: гимнастика и акробатика, легкая атлетика (бег, прыжки, метания), лыжный спорт (гонки, прыжки с трамплина, слалом), плавание (ныряние, прыжки в воду), конькобежный спорт (коньки скоростные, фигурное катание), велосипедный спорт, спортивные игры (баскетбол, хоккей, теннис), рукопашный бой, борьба (классическая, дзюдо), бокс, фехтование (рапира, сабля) |
|
«Наставление по физической подготовке РК ВМФ», 1939 (НФП-39) |
Массовая физкультурная и спортивная работа, спортивные соревнования — две из шести узаконенных форм физической подготовки моряков; спортивные соревнования — лучшее средство воспитания морально-волевых качеств; виды спортивных соревнований: матчи, отдельные спортивные встречи и первенства, комплексные соревнования; спортивные соревнования РК ВМФ проводить систематически и плановым порядком |
В этот период в практике воспитательной работы прочно утвердились следующие положения: 1) спорт — это условие улучшения боевой подготовки РККА; 2) спортивная (физическая) тренировка есть сложный педагогический и гигиенический процесс; 3) методы спортивной (физической) тренировки должны быть включены в общую систему обучения и воспитания войск; 4) соревнование (состязание) — метод поощрения в стремлении поставить физическую подготовку Красной Армии на большую высоту, метод спайки войсковых частей, метод развития интереса и индивидуальных потребностей в физических упражнениях.
В постановлении ЦК РКП(б) от 13 июля1925 г. «Задачи партии в области физической культуры» прямо указывалось, что спорт необходимо рассматривать не только как средство оздоровления, как сторону культурно-хозяйственной и военной подготовки, но и как один из методов воспитания масс и вовлечения их в общественно-политическую жизнь страны. Соревнования, организуемые в соответствии с научными требованиями, должны были стать одним из способов вовлечения масс в физкультуру и вместе с тем средством их сплочения вокруг партийных, советских, профессиональных организаций.
В то же время для этого периода были характерны заблуждения и ошибки. Так, 26 октября — 3 ноября 1926 г. XV конференция ВКП(б) осудила увлечение такими сторонами физической культуры, как «гигиена», «зарядка», «корригирующие движения» и недооценку соревновательного метода в воспитательной работе. Конференция отметила, что уродливые формы и извращения в физической культуре тормозят ее развитие. В приказе Реввоенсовета СССР № 520 от 4 апреля1924 г. указывалось, что гимнастика и спорт во многих воинских частях оторваны от общей системы воспитания и образования военнослужащих; спортивные занятия, имеющие своей целью физически развивать, воспитывать боевые качества красноармейцев, в некоторых из обследованных частей не ведутся вовсе или производятся в совершенно не подходящих условиях. На I Всесоюзной конференции профсоюзов (10—15 ноября1930 г.) были осуждены аполитичность и делячество, имеющие место в работе спортивных кружков. Малоорганизованность, рекордсменский уклон, ведомственный разнобой, параллелизм спортивного движения были отмечены как недостатки в постановлении Президиума ЦИК СССР от 1 апреля1930 г.
Основой для мощного развития вопросов теории и практики спорта стал разработанный в 1931 г. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Он позволил вести планомерную научно-практическую работу по разработке классификации спортивных норм и требований. Уже в 1937 г. итогом развития комплекса ГТО стало введение Единой всесоюзной спортивной классификации, которая дала возможность определять уровень спортивной подготовки населения от массовых до высших разрядов во всех культивируемых видах спорта. В целом к1941 г. состояние педагогической теории и практики спорта в стране было в готовности обеспечить выполнение задач обороны, зашиты и активного включения спортивных организаций страны в военно-физическую подготовку резервов армии и флота.
С началом Великой Отечественной войны получили развитие вопросы методики ускоренной физической подготовки и организации спортивных массовых состязаний по преодолению препятствий, метанию гранат, стрелковому спорту: только в легкоатлетических кроссах в 1942 г. приняло участие более 5 млн человек; 2,5 млн человек прошли в1943 г. курс военно-лыжной подготовки. В1941 г. при Институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта было обучено приемам рукопашного боя, преодолению препятствий и метанию гранат более 140 тыс. человек. Недостаток специалистов в области физической подготовки войск восполнялся привлечением тех, кто имел спортивную квалификацию.
В годы войны были разработаны и введены в действие следующие новые документы: «Руководство по физической подготовке в запасных частях Красной Армии» (1941), «Наставление по лыжной подготовке Красной Армии» (1942), «Руководство по обучению плаванию и переправам вплавь Красной Армии» (1942), «Руководство по гимнастике для запасных и учебных стрелковых дивизий Красной Армии» (1944), «Наставление для действий войск зимой» (1941), «Руководство по действию войск в горах» (1943). На основе перечисленных наставлений (руководств) с учетом местных условий, времени года и задач на фронтах (в военных округах) разрабатывались методические пособия по рукопашному бою, переправам вплавь, лыжной и маршевой подготовке, преодолению болот и т. п.
Директива Главного управления формирования и укомплектования войск Красной Армии № 5/72 от 13 марта1944 г. подвела итог практике спорта в военное время и определила условия к дальнейшему развертыванию и улучшению спортивно-массовой работы в Красной Армии. В ней говорилось: «Во время войны массовая спортивная работа не прекращалась и давала свои положительные результаты не только в тыловых округах и фронтах (МВО, ДВФ, УрВО, АРХВО, Забфронт), но и в действующих фронтах... С1943 г. спортивная работа в большинстве военных округов развернулась в подлинно массовую, особенно в МВО, УрВО, ДВФ, Ленфронте и ЮжУрВО, но некоторые командиры частей и ВУЗы, до сих пор ссылаясь на трудности, пытаются оправдать свою бездеятельность в области физической подготовки».
Толчком к дальнейшему развитию педагогической теории спорта стал вывод, полученный на основе боевой практики: «Одним из наиболее действенных стимулов к активному самосовершенствованию бойца является спорт».
В послевоенные годы был принят ряд основополагающих документов по усилению спортивной работы в Армии. Это:
- «Наставление по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морских Сил» (НФП).
- «Наставление по физическому воспитанию в суворовских и нахимовских военных училищах» (1955).
- «Положение о физической подготовке и спорте в высших военно-учебных заведениях» (1955).
- «Руководство по спортивной работе в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» (1955).
- «Руководство по медицинскому обеспечению физической подготовки и спорта в Советской Армии и на Военно-Морском Флоте» (1957).
Введение первого в истории Вооруженных Сил «Руководства по спортивной работе» было закономерным отражением потребностей практики обучения и воспитания войск. Армейский спорт перешел в новую фазу своего развития: 1) войска получили единые рекомендации по содержанию и организации спортивной тренировки в спортивных командах по олимпийским и военно-прикладным видам спорта применительно к различным родам войск; 2) войска получили перечень и порядок проведения соревнований в подразделениях, частях, соединениях; 3) войска получили научно обоснованные указания по применению спорта для повышения боеспособности и воспитания у личного состава высокой идейности. Патриотическая направленность, массовость, высокие спортивные достижения, органическая связь с учебно-боевой жизнью войск — вот те черты, которые характерны для армейского спорта этого периода.
В последующие годы спортивная работа в армии и на флоте проводилась на основе положений НФП-1959, 1966, 1978 гг. Последнее «Руководство по спортивной работе в Вооруженных Силах» было введено в1962 г.
Постановление ЦК КПСС и Советского правительства от 11 августа1966 г. «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта» активизировало спортивную работу в Советской Армии и на Военно-Морском Флоте на основе военно-спортивного комплекса и военно-спортивной классификации. Совершенствовалась система подготовки спортсменов высокого класса в ЦСКА и армейско-спортивных клубах. В соответствии с календарями и положениями, которые ежегодно утверждались министром обороны СССР, проводились многочисленные соревнования.
С1966 г. состоялись всеармейские заочные соревнования по кроссу на 3 км (лыжным гонкам на10 км), а с1977 г. «офицерские старты» проходили в течение двух дней и одновременно во всех частях Вооруженных Сил СССР. Стимулами к повышению активности на местах служили итоговые проверки Спортивного комитета МО СССР в рамках смотров спортивной работы.
В1968 гпошло в действие «Положение о туризме в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», которое служит положительным примером комплексного подхода в деле применения спорта в целях рекреации и всестороннего воспитания воинов.
Процесс научно-технической революции XX века внес коренные изменения в вооружение и техническое оснащение войск, дифференцируя и интегрируя области научных знаний. Новое вооружение привело к необходимости иных представлений о характере, способах, формах вооруженной подготовки и борьбы, обострив некоторые существовавшие ранее противоречия и породив новые противоположности. Сравнительный анализ систем физической подготовки войск в 1938 и 1978 гг. позволяет сделать заключение об отсутствии кардинальных различий между ними, хотя сегодняшний день объективно требует таких изменений (табл. 8).
Таблица 8
Сравнительная характеристика систем физической подготовки войск в 1938 и 1978 гг.
1938 г. |
1978 г. |
|||
Цель |
Отработка боевых приемов и систематическая тренировка бойцов, командиров подразделений и частей для наиболее успешных действий войск во всех видах боевой деятельности |
Обеспечение физической готовности военнослужащих к овладению оружием и боевой техникой, к эффективному их использованию в бою, к стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений боевой деятельности |
||
Задачи |
Тренировать войска в движении шагом, бегом и другими способами по любой местности и в различных условиях (времени года, суток, погоды и нагрузки) Тренировать войска в преодолении естественных и искусственных препятствий без груза и с ним Тренировать войска в смелых и решительных действиях в рукопашном бою |
Овладевать навыками ускоренного передвижения, преодоления препятствий, рукопашного боя, плавания, передвижения на лыжах Совершенствовать физические качества — выносливость, силу, быстроту и ловкость Воспитывать уверенность, целеустремленность, смелость и решительность, инициативу и находчивость, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание |
||
Задачи |
Тренировать войска в передвижении на лыжах и в действиях на них в бою Тренировать войска в преодолении водных преград, переправах вплавь с подручными средствами и без них Укреплять здоровье бойцов и командиров и повышать их физическое развитие |
Укреплять состояние здоровья военнослужащих, повышать устойчивость их организма к воздействию факторов боевой деятельности Воспитывать дисциплинированность, коллективизм, товарищескую взаимопомощь, формировать строевую выправку и подтянутость |
||
Средства |
Ходьба, бег, переползания, преодоление препятствий, рукопашный бой, лыжная подготовка, плавание, гимнастика, игры |
Основным средством являются физические упражнения, применение которых должно сочетаться с соблюдением гигиенических требований и использованием оздоровительных сил природы (воздуха, солнца, воды) |
||
Содержание |
Состоит из отработки задач и выполнения 64 зачетных упражнений: комплексов по лыжной подготовке (6), плаванию (10), гимнастике (19), спортивным играм (15 уроков баскетбола), обязательных комплексов утренних физических упражнений (14), а также из освоения командирами теоретических знаний, методических навыков и умений в объеме НФП |
60 физических упражнений по разделам (гимнастика, преодоление препятствий, ру копашный бой, плавание, лыжная подготовка, ускоренное передвижение и легкая атлетика, гребля) и некоторые виды спортивных игр, а также теоретические знания, методические умения и навыки в объеме НФП |
||
Формы |
Утренние физические упражнения (зарядка) Уроки физической подготовки Физическая тренировка на строевых, тактических и специальных занятиях Массовая физкультурная и спортивная работа Спортивные соревнования |
Учебные занятия Утренняя физическая зарядка Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности Спортивная работа |
||
Формы |
Дополнительные формы: физкультпаузы, вечерние прогулки, короткие физические упражнения для восстановления нормальной деятельности организма (после длительного нахождения в танке, в автомобиле, на коне и др.) |
|||
Методика |
Традиционная, жестко регламентированная методика проведения учебных занятий в подготовительной, основной и заключительной частях и обучение упражнениям (приемам и действиям) по схеме: ознакомление — разучивание — тренировка |
Традиционная, жестко регламентированная методика проведения учебного занятия в его подготовительной, основной и заключительной частях и обучение упражнениям (приемам и действиям) по схеме: ознакомление — разучивание — тренировка |
||
Организация |
Организует проведение, оценку, учет, контроль и руководит физической подготовкой командный состав; санитарно-гигиенические и другие мероприятия, обеспечивающие получение от занятий по физической подготовке наибольшей пользы, осуществляет командный и медицинский состав |
Включает следующие мероприятия: планирование, подготовку руководителей, материальное обеспечение, контроль и учет, которые осуществляет штатный начальник физической подготовки и спорта части |
||
Вывод. Вышеизложенные сравнительные данные могут служить аргументом, подтверждающим существование явлений стагнации в армейской и гражданской системе физического воспитания, так как вооруженные силы любой страны являются средоточием всего передового. На данном этапе развития педагогики спорта противоположностью выступает несоответствие между государственной системой физического воспитания населения России, в которой отсутствует акцент на использовании спорта в государственных целях, и требованиями, которые выдвигает современная общественная практика к физической природе человека.