Содержание материала

Современное состояние педагогики спорта характеризуется разноплановостью в подходах к разработке ее проблем. Для пе­дагогики спорта как новой области развития научных и практи­ческих знаний характерно проявление двух тенденций: первая связана с постоянным сужением предмета исследований; вторая отражает стремление ученых к объединению усилий, предпри­нимаемых в различных научных направлениях.

Сложность ис­следований педагогических проблем спорта возрастает в связи с необходимостью интегрировать социальную и биологическую стороны развития этой дисциплины. Мировая наука рассматри­вает взаимосвязи педагогики спорта в трех основных направле­ниях.

Первое реализует взаимосвязи с философией, историей и со­циологией; к актуальным темам этого направления относятся та­кие, как «педагогика спорта и общечеловеческая культура», «пе­дагогика спорта и научно-технический прогресс», «педагогика спорта и общество», «педагогика спорта и досуг», «педагогика спорта и массовые коммуникации», «педагогика спорта и рели­гия», «педагогика спорта и армия», «педагогика спорта и патри­отическое воспитание».

Второе реализует взаимосвязи с биологией, биомеханикой, физиологией и медициной; к актуальным темам этого направле­ния относятся такие, как «детский спорт», «юношеский спорт», «женский спорт», «спорт инвалидов», а также многочисленные вопросы влияния различных видов спорта на стороны жизнеде­ятельности органов и систем человеческого организма.

Третье реализует собственные интеркорреляционные связи и отношения предметной области; к актуальным темам этого на­правления относятся такие, как «спорт и умственное развитие человека», «спорт и нравственное воспитание», «этика и эстети­ка в спорте», «личность спортсмена и референтная группа» и многие другие.

Таким образом, можно говорить о том, что научная разработ­ка педагогических проблем спорта осуществляется с идеологи­ческих, медико-биологических, социально-психологических, во­енно-специальных и многих других позиций.

Ученые США, ФРГ, Японии считают необходимым в основу идеологической позиции педагогики спорта положить следую­щие утверждения:

  • деятельность людей древнего общества в области спортивно­го воспитания была бессознательной, нецеленаправленной, инстинктивной;
  • спортивное воспитание — явление неисторическое, оно не связано с потребностями общества;
  • происхождение спортивного воспитания имеет религиозный (культовый) характер и содержание.

Свободный капитал, оплачивая как спорт, так и науку о нем, не только осуществляет контроль, но и воздействует на состоя­ние идеологического и политического климата этой области че­ловеческой культуры. Однако общественному сознанию активно навязывается мнение, что современный спорт вне политики и идеологии. Это положение социологи США и ФРГ разворачива­ют в следующих тезисах:

  • спорт — форма выражения инстинктивных комплексов пове­дения;
  • спорт — развлекательная деятельность, основанная на по­требности человека в физической активности;
  • спорт — первичная реакция агрессивности, самонаказания и самосохранения;
  • спорт — средство раскрытия дремлющих в человеке агрессив­ных сил;
  • спорт — метод защиты от социальной несправедливости и ухода от общественных проблем;
  • спорт — модель общества.

В США педагогика спорта успешно используется в интересах воспитания преимуществ американского образа жизни. Спортив­ные базы оснащаются современным оборудованием, финансиру­ются научные исследования прогрессивных методов физической тренировки, проводятся мероприятия по совершенствованию спортивно-педагогического процесса — делается все возмож­ное, чтобы добиться финансовых выгод, идейно-политического эффекта. Р. Томпсон (1978) выявляет взаимосвязь спорта в запад­ных странах с потребностями капиталистического промышлен­ного комплекса. Анализ работ зарубежных социологов показы­вает, что спорт в США является хорошо отлаженным механизмом идеологической машины. Роль спорта в системе воспитания аме­риканских школьников велика. Например, X. Никсон (1976) отме­чает большую его популярность и любовь у учащихся по сравне­нию с другими учебными предметами. Спринг (1974) утверждает, что идеология, стимулирующая развитие спорта в США, играет роль «наркотика», рассчитанного на широкие слои населения. Рафферти (1971) констатирует, что в Америке существуют два крупных социальных института — вооруженные силы и спорт, — которые не терпят ни внешнего вмешательства, ни несогласия изнутри. В морской пехоте США спорт используется для воспи­тания агрессивности, выработки рефлекторных реакций и авто­матизации навыков выполнения боевых приемов. Анализ разви­тия спорта в системе Олимпийских игр позволяет говорить о том, что спортивные результаты стран-организаторов находятся в прямой зависимости от политических и финансовых выгод.

Таким образом, в общем плане педагогика спорта может быть эффективной в политических, идеологических и финансовых це­лях. В частных случаях через педагогику спорта может насаж­даться национализм, шовинизм и расизм. Спорт можно выгодно использовать в коммерческих целях. В таких случаях любитель­ский спорт рассматривается как поставщик людских ресурсов для профессиональной арены.

Другой точки зрения на возникновение и роль педагогики спорта придерживаются ученые А. Воль (1961), Ф. Трогш (1964), Н. И. Пономарев (1970). Результаты их исследований можно обобщить в следующих положениях:

  • спорт — отражение объективной потребности производства в сознательной жизнедеятельности общества;
  • возникновение спортивного соревнования объективно вызы­вается потребностями общества, характером и уровнем про­изводства;
  • отдельные физические движения превращаются в спортив­ную дисциплину с целью повышения качества подготовки к трудовому процессу;
  • осознание необходимости появления в человеческой жизни спортивного соревнования (как явления социально-объектив­ного) обусловливается мыслью о возможности повысить каче­ство и эффективность воздействия  на орудия производства и процесс труда;
  • передача осознанного спортивного опыта (знания) есть обще­ственно-историческая преемственность по линии наследова­ния, переработки, традиции и новаторства;
  • педагогика спорта (с точки зрения отношений цели, средств и результата деятельности) есть система специальных, заранее запланированных воздействий общества на социальную, пси­хическую и физическую природу человека для развития его способностей к труду.

Развитие видов спорта исторически шло по линии обобщения и абстрагирования. Накопленный ценный фонд спортивных дис­циплин передавался от поколения к поколению, совершенствуясь посредством объективно возникающих дополнений. Все это, в свою очередь, совершенствовало и самого человека. Г. А. Дюперрон (1924) подчеркивал, что первобытный человек всю жизнь проводил в движении, «но эти движения превращались в спорт только тогда, когда два человека поспорили в силе, скорости, лов­кости и устроили проверку своих телесных качеств без утилитар­ной цели». Появилось понимание того, что соревнование моби­лизует волю и опосредованно содействует успешности выполне­ния трудовых актов.

Накопление всякого рода навыков, сопряженных с борьбой человека за существование, формировалось, закреплялось, со­вершенствовалось и передавалось в комплексах физических уп­ражнений, выделенных из системы производства и отделенных от него. Этот процесс все время шел по линии обобщения и це­лесообразности.