Современное состояние педагогики спорта характеризуется разноплановостью в подходах к разработке ее проблем. Для педагогики спорта как новой области развития научных и практических знаний характерно проявление двух тенденций: первая связана с постоянным сужением предмета исследований; вторая отражает стремление ученых к объединению усилий, предпринимаемых в различных научных направлениях.
Сложность исследований педагогических проблем спорта возрастает в связи с необходимостью интегрировать социальную и биологическую стороны развития этой дисциплины. Мировая наука рассматривает взаимосвязи педагогики спорта в трех основных направлениях.
Первое реализует взаимосвязи с философией, историей и социологией; к актуальным темам этого направления относятся такие, как «педагогика спорта и общечеловеческая культура», «педагогика спорта и научно-технический прогресс», «педагогика спорта и общество», «педагогика спорта и досуг», «педагогика спорта и массовые коммуникации», «педагогика спорта и религия», «педагогика спорта и армия», «педагогика спорта и патриотическое воспитание».
Второе реализует взаимосвязи с биологией, биомеханикой, физиологией и медициной; к актуальным темам этого направления относятся такие, как «детский спорт», «юношеский спорт», «женский спорт», «спорт инвалидов», а также многочисленные вопросы влияния различных видов спорта на стороны жизнедеятельности органов и систем человеческого организма.
Третье реализует собственные интеркорреляционные связи и отношения предметной области; к актуальным темам этого направления относятся такие, как «спорт и умственное развитие человека», «спорт и нравственное воспитание», «этика и эстетика в спорте», «личность спортсмена и референтная группа» и многие другие.
Таким образом, можно говорить о том, что научная разработка педагогических проблем спорта осуществляется с идеологических, медико-биологических, социально-психологических, военно-специальных и многих других позиций.
Ученые США, ФРГ, Японии считают необходимым в основу идеологической позиции педагогики спорта положить следующие утверждения:
- деятельность людей древнего общества в области спортивного воспитания была бессознательной, нецеленаправленной, инстинктивной;
- спортивное воспитание — явление неисторическое, оно не связано с потребностями общества;
- происхождение спортивного воспитания имеет религиозный (культовый) характер и содержание.
Свободный капитал, оплачивая как спорт, так и науку о нем, не только осуществляет контроль, но и воздействует на состояние идеологического и политического климата этой области человеческой культуры. Однако общественному сознанию активно навязывается мнение, что современный спорт вне политики и идеологии. Это положение социологи США и ФРГ разворачивают в следующих тезисах:
- спорт — форма выражения инстинктивных комплексов поведения;
- спорт — развлекательная деятельность, основанная на потребности человека в физической активности;
- спорт — первичная реакция агрессивности, самонаказания и самосохранения;
- спорт — средство раскрытия дремлющих в человеке агрессивных сил;
- спорт — метод защиты от социальной несправедливости и ухода от общественных проблем;
- спорт — модель общества.
В США педагогика спорта успешно используется в интересах воспитания преимуществ американского образа жизни. Спортивные базы оснащаются современным оборудованием, финансируются научные исследования прогрессивных методов физической тренировки, проводятся мероприятия по совершенствованию спортивно-педагогического процесса — делается все возможное, чтобы добиться финансовых выгод, идейно-политического эффекта. Р. Томпсон (1978) выявляет взаимосвязь спорта в западных странах с потребностями капиталистического промышленного комплекса. Анализ работ зарубежных социологов показывает, что спорт в США является хорошо отлаженным механизмом идеологической машины. Роль спорта в системе воспитания американских школьников велика. Например, X. Никсон (1976) отмечает большую его популярность и любовь у учащихся по сравнению с другими учебными предметами. Спринг (1974) утверждает, что идеология, стимулирующая развитие спорта в США, играет роль «наркотика», рассчитанного на широкие слои населения. Рафферти (1971) констатирует, что в Америке существуют два крупных социальных института — вооруженные силы и спорт, — которые не терпят ни внешнего вмешательства, ни несогласия изнутри. В морской пехоте США спорт используется для воспитания агрессивности, выработки рефлекторных реакций и автоматизации навыков выполнения боевых приемов. Анализ развития спорта в системе Олимпийских игр позволяет говорить о том, что спортивные результаты стран-организаторов находятся в прямой зависимости от политических и финансовых выгод.
Таким образом, в общем плане педагогика спорта может быть эффективной в политических, идеологических и финансовых целях. В частных случаях через педагогику спорта может насаждаться национализм, шовинизм и расизм. Спорт можно выгодно использовать в коммерческих целях. В таких случаях любительский спорт рассматривается как поставщик людских ресурсов для профессиональной арены.
Другой точки зрения на возникновение и роль педагогики спорта придерживаются ученые А. Воль (1961), Ф. Трогш (1964), Н. И. Пономарев (1970). Результаты их исследований можно обобщить в следующих положениях:
- спорт — отражение объективной потребности производства в сознательной жизнедеятельности общества;
- возникновение спортивного соревнования объективно вызывается потребностями общества, характером и уровнем производства;
- отдельные физические движения превращаются в спортивную дисциплину с целью повышения качества подготовки к трудовому процессу;
- осознание необходимости появления в человеческой жизни спортивного соревнования (как явления социально-объективного) обусловливается мыслью о возможности повысить качество и эффективность воздействия на орудия производства и процесс труда;
- передача осознанного спортивного опыта (знания) есть общественно-историческая преемственность по линии наследования, переработки, традиции и новаторства;
- педагогика спорта (с точки зрения отношений цели, средств и результата деятельности) есть система специальных, заранее запланированных воздействий общества на социальную, психическую и физическую природу человека для развития его способностей к труду.
Развитие видов спорта исторически шло по линии обобщения и абстрагирования. Накопленный ценный фонд спортивных дисциплин передавался от поколения к поколению, совершенствуясь посредством объективно возникающих дополнений. Все это, в свою очередь, совершенствовало и самого человека. Г. А. Дюперрон (1924) подчеркивал, что первобытный человек всю жизнь проводил в движении, «но эти движения превращались в спорт только тогда, когда два человека поспорили в силе, скорости, ловкости и устроили проверку своих телесных качеств без утилитарной цели». Появилось понимание того, что соревнование мобилизует волю и опосредованно содействует успешности выполнения трудовых актов.
Накопление всякого рода навыков, сопряженных с борьбой человека за существование, формировалось, закреплялось, совершенствовалось и передавалось в комплексах физических упражнений, выделенных из системы производства и отделенных от него. Этот процесс все время шел по линии обобщения и целесообразности.