Неопределенность пронизывает сейчас все общество. И чем определеннее пытаются вести себя люди, тем, как ни странно, неопределенность в целом только усиливается. Груз неопределенности возрастает благодаря ускорению темпа жизни, опасности потерять работу, не обеспечить свою старость. Неопределенность характерна и для современного физкультурного образования.

Прежде всего «неопределенными» и «неопределимыми» становятся сами школьники и студенты. Одна из жалоб педагогов, что ученики стали неуправляемыми. И это действительно так, потому что неуправляемыми стали сами взрослые, и в этом как раз и заключается преимущество демократии. В антропологической педагогике дается такое определение: «человек — это эксцентрическое существо», т.е. существо, не имеющее четко выраженного центра. Получается, что неопределенность заложена в самой природе человека. В современной западной философии и педагогике эта неопределенность осмысливается как «бытие-между» (С. Кьеркегор), «анонимные силы» (К. Ясперс), «ускользание и абсурдность» (А. Камю), «неукорененность в бытии» (М. Хайдеггер), «спонтанность повседневности» (Б. Вальденфельс), «полумгла и бесконтрольность сознания» (К. Юнг), «теоретический плюрализм и борьба альтернатив» (П. Фейерабенд).

В педагогике Я. Корчака показательно следующее заявление: «Я хочу научить понимать и любить это дивное, полное жизни и ярчайших неожиданностей творческое «не знаю» современной науки о ребенке». Педагогика сотрудничества как раз и ориентирована на установление контакта педагога с учеником в ситуации неопределенности. У педагога просто нет иного механизма, чтобы добиться от воспитуемого определенного поведения. Но ведь педагогический процесс предполагает некоторую культуру подчинения. Однако это подчинение должно быть не механическим и силовым, а основываться на естественном уважительном отношении к личности педагога. Там, где никакого подчинения педагогу нет, отсутствует и сам образовательный процесс, он превращается в стихийный. Необходимо нечто среднее между авторитарными системами образования и полностью раскрепощенными, где вместо уроков собираются группы по интересам, а педагог становится простым товарищем для своих учеников или студентов. Человек нуждается в каких-то островках определенности среди моря непредсказуемости. Трудность заключается и в том, что в общественных науках вообще, и в спортивной педагогике в частности, не удается создать последовательной программы по преодолению неопределенности. Существует множество конкурирующих между собой педагогических теорий и методик, а педагог вынужден опираться на собственный опыт, интуицию и мастерство [Бальсевич В.К., 1988].

На Западе уже давно сложилась такая ситуация в спортивной педагогике, когда отсутствуют единые, общепринятые методологические и методические рекомендации. В последние годы там наблюдается усиление тенденции использования концепций культурно-антропологической школы, которая сложилась в 30-х годах XX-го столетия в результате взаимного сближения антропологии, педагогики и психологии. В ее центре находится абстрактный индивид с его самореализацией. В педагогических теориях физического воспитания в последнее время все шире начинают использоваться идеи «гуманистической педагогики». Руководствуясь положениями «гуманистической педагогики», западные теоретики предлагают разного рода «модели» физического воспитания. Такая теория ориентирует педагогов на выявление «уникальных» потенций индивида под лозунгом его самореализации. Промежуточное положение между этими направлениями в спортивной педагогике занимают различные варианты фрейдистской и неофрейдистской трактовки индивидуального становления человека. Они накладывают довольно четкий отпечаток на западную литературу по вопросам физического воспитания и формирования личности [Воробьев Н. Е., 1997].

Деидеологизация в области спортивного образования привела к росту неопределенности. Каждый воспитанник оказался перед самостоятельным выбором той или иной концепции смысла собственной жизни. Однако неподготовленное сознание воспринимает далеко не самую лучшую линию поведения. Среди различных концепций смысла жизни (гуманистической, религиозной, скептической, эпикурейской и др.) приоритет, к сожалению, отдается потребительству. Именно ориентация на максимальное потребление материальных благ кажется многим молодым людям гарантом безопасности в мире неопределенности. Следствием этого становится криминализация спорта, когда хорошо развитые физические данные становятся источником личного обогащения любыми, в том числе уголовно наказуемыми, средствами.

В ситуации неопределенности и морального выбора возрастает роль духовных качеств спортсмена. Уровень культуры и духовности может оказывать непосредственное воздействие на спортивные результаты, ведь в спорте высших достижений побеждают, как правило, яркие индивидуальности, которые обладают не только выдающимися физическими качествами, но и развитой психикой, интеллектом, что позволяет им вдумчиво и творчески осваивать методику тренировки, планировать свои выступления, психологически настраиваться на соревнования. Если вернуться к истокам таких популярных в настоящее время гимнастик и медитаций, как йога и дзэн-буддизм, то окажется, что первоначально это были философские системы, в которых органически сочетались физические упражнения, медитация, интеллектуальные размышления и беседы с педагогами. Уже в самом понятии «физическая культура» заложено единство телесных и духовных качеств личности. Все больше уходит в прошлое чисто механический подход к физической культуре и спорту как одной лишь тренировке тела. Спортсмен, интересующийся только спортом, вряд ли достигнет выдающихся результатов [Воробьев Н. Е., 1997].

Сейчас уже стало ясно, что неопределенности и случайности избежать в принципе нельзя. Там, где раньше наука была готова однозначно предсказывать вполне определенные следствия из определенных причин, она стала предсказывать распределение вероятностей. Хаос, случайность, неустойчивость до самого последнего времени считались врагами научных теорий и тщательно из них изгонялись. Положение изменилось в связи с появлением и развитием синергетики — направления междисциплинарных исследований, занимающегося изучением процессов самоорганизации в системах самой разной природы.

Синергетика выдвинула чрезвычайно смелую, новую и оказавшуюся весьма плодотворной идею о самопроизвольном возникновении порядка из хаоса. Случайность, нестабильность, неустойчивость стали рассматриваться как важные факторы развития [Гусинский Э. Н., 1994]. Закономерности, открытые синергетикой, могут быть использованы и в спортивной педагогике.

Попыткой преодоления неопределенности в спортивном образовании, придания учебному процессу упорядоченности является конструктивная деятельность. Конструктивный подход в спортивной педагогике предполагает работу преподавателя в ситуации постоянной подвижности и изменчивости образовательных стандартов, ориентиров. Целью конструктивной деятельности педагога является реализация принципа индивидуации в образовании. Индивидуация включает в себя максимально возможный учет индивидуальных особенностей и стремлений учащихся в рамках выбранной специальности.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры // Теория и практика физической культуры, 1991, № 7.
  2. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 5.
  3. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988.
  4. Воробьев Н. Е. Спортивная педагогика в Германии: становление, развитие, проблемы. — Волгоград: ВГАФК, 1997.
  5. Геращенко И.Г., А.И. Шамардин и др. О принципе неопределенности в спортивной педагогике. // Теория и практика физической культуры, 1998, № 9.
  6. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. — М.: Школа, 1994.

www.fizkulturaisport.ru