В соответствии с задачей исследования разработана методика физического воспитания девушек – школьниц специальных медицинских групп на основе комбинированного подхода. Суть комбинированного подхода в том, что на протяжении всего учебного года, в каждом занятии ставились задачи по обучению и совершенствованию элементов не одной спортивной дисциплины, а нескольких.

Предполагалось, что данный подход к построению учебного процесса школьниц специальных медицинских групп позволит повысить интерес к занятиям, а самое главное – при такой методике построения занятий будет обеспечиваться адекватное распределение физической нагрузки, соответствующей возможностям организма девушек, что наиболее важно для оздоровления и совершенствования физического развития учащихся с ослабленным здоровьем. Основные идеи подхода в том, что:

  • оздоровительный эффект занятий по физическому воспитанию становится более выраженным при оптимальной комбинации учебных дисциплин, которые включают применение различных средств, методов и режимов работы;
  • повышение оздоровительного эффекта занятий должно осуществляться с ориентацией на положительный перенос физических качеств, функциональных режимов и двигательных навыков с целью улучшения процесса адаптации;
  • происходит снижение монотонности занятий, повышение мотивации, положительного эмоционального фона и интеллектуальной работы в процессе занятий.

Поскольку основными двигательными режимами занятий по физическому воспитанию с девушками специальных медицинских групп являлись аэробный и смешанный режимы работы (пульс до 140–160 уд/мин) (Я.С. Вайнбаум, К. Купер), то планирование основной части урока осуществлялось в зависимости от сочетания учебных дисциплин и базировалось на трех основных вариантах:

1. Аэробный (общая выносливость) ? смешанный (сила, ловкость, гибкость, быстрота).

2. Смешанный ? аэробный.

3. Аэробный ? смешанный ? аэробный.

Первый вариант использовался при сочетании средств лыжной подготовки и спортивных игр.

Второй вариант включал сочетание упражнений из игровых видов спорта и плавания, или гимнастики и легкой атлетики.

В третьем варианте применялось сочетание средств легкой атлетики + гимнастики + легкой атлетики или легкой атлетики + спортивных игр + легкой атлетики.

Воплощение описанных положений представлено в таблице 1.

Таблица 1

Компоновка учебных дисциплин в комбинированных занятиях физической культурой с учащимися специальных медицинских групп

п/

п

Учебные дисциплины

Виды подго­товки

Методы

Направ­ленность режима работы

Физические

качества

Сроки проведе-ния

1

Лыжная подготовка

Физиче­ская

Равномерный

Повторный

Игровой

Круговой

Аэробный

Аэробный

Смешанный

Смешанный

Выносливость

Выносливость

Скоростно-силовые

Скоростно-силовые

Февраль, март

Техниче­ская

Расчлененный

Целостный

Комбинированный

2

Легкая

атлетика

Физиче­ская

Равномерный

Повторный

Игровой

Круговой

Аэробный Аэробный Смешан­ный Смешан­ный

Выносливость

Выносливость -

быстрота, сила

Сентябрь, октябрь, апрель, май

Техниче­ская

Расчлененный

Целостный

Комбинированный

3

Спортивные игры

(баскетбол)

Физиче­ская

Повторный

Игровой

Аэробный Смешан­ный

Выносливость Быстрота, сила, координацион­ные способности

Ноябрь, декабрь, апрель

Техниче­ская

Расчлененный

Целостный

Комбинированный

4

Спортивные игры (волейбол)

Физиче­ская

Повторный

Игровой

Аэробный Смешан­ный

Координацион­ные способно­сти, гибкость Быстрота

Выносливость

Февраль, март,

май

Техниче­ская

Расчлененный

Целостный

Комбинированный

5

Гимнастика

Физиче­ская

Повторный

Круговой

Аэробный Смешан­ный

Сила, коорди­национные спо­собности

Гибкость

Быстрота

Сентябрь, октябрь,

апрель, май

Техниче­ская

Расчлененный

Целостный

Комбинированный

6

Плавание

Физиче­ская

Равномерный

Повторный

Игровой

Аэробный Смешан­ный Смешан­ный

Выносливость Гибкость

Сила

Ноябрь, декабрь

Техниче­ская

Расчлененный

Целостный

Комбинированный

7

Подвижные игры

С использованием элементов учебных дисциплин

В течение года

В эксперименте участвовало 30 девушек – учащихся лицеев № 2 и № 4 г. Оренбурга, отнесенных по результатам углубленного медицинского осмотра к специальной медицинской группе. Все испытуемые школьницы были разделены на две группы – экспериментальную и контрольную (по 15 человек в каждой группе).

Занятия проводились 2 раза в неделю по 90 минут в каждой группе. В процессе формирующего педагогического эксперимента экспериментальная груп­па занимались по разработанной нами программе, а контрольная – по общепринятой для учащихся специальных медицинских групп. В фор­мирующем эксперименте в опытной группе прочитан теоретический курс валеологической направленности.

С целью оценки эффективности педагогического воздействия исполь­зовалось анкетирование, проводилась оценка физического (7 парамет­ров), функционального (5 параметров) и психического (10 параметров) состояния девушек, а также отслеживание комплексных параметров:

  • переход школьниц из медицинской группы в подготовительную и основную группы;
  • количество пропущенных занятий по болезни;
  • динамика факторной структуры подготовленности.

См. Использование комбинированных методов в организации
занятий по физической культуре