В соответствии с задачей исследования разработана методика физического воспитания девушек – школьниц специальных медицинских групп на основе комбинированного подхода. Суть комбинированного подхода в том, что на протяжении всего учебного года, в каждом занятии ставились задачи по обучению и совершенствованию элементов не одной спортивной дисциплины, а нескольких.
Предполагалось, что данный подход к построению учебного процесса школьниц специальных медицинских групп позволит повысить интерес к занятиям, а самое главное – при такой методике построения занятий будет обеспечиваться адекватное распределение физической нагрузки, соответствующей возможностям организма девушек, что наиболее важно для оздоровления и совершенствования физического развития учащихся с ослабленным здоровьем. Основные идеи подхода в том, что:
- оздоровительный эффект занятий по физическому воспитанию становится более выраженным при оптимальной комбинации учебных дисциплин, которые включают применение различных средств, методов и режимов работы;
- повышение оздоровительного эффекта занятий должно осуществляться с ориентацией на положительный перенос физических качеств, функциональных режимов и двигательных навыков с целью улучшения процесса адаптации;
- происходит снижение монотонности занятий, повышение мотивации, положительного эмоционального фона и интеллектуальной работы в процессе занятий.
Поскольку основными двигательными режимами занятий по физическому воспитанию с девушками специальных медицинских групп являлись аэробный и смешанный режимы работы (пульс до 140–160 уд/мин) (Я.С. Вайнбаум, К. Купер), то планирование основной части урока осуществлялось в зависимости от сочетания учебных дисциплин и базировалось на трех основных вариантах:
1. Аэробный (общая выносливость) ? смешанный (сила, ловкость, гибкость, быстрота).
2. Смешанный ? аэробный.
3. Аэробный ? смешанный ? аэробный.
Первый вариант использовался при сочетании средств лыжной подготовки и спортивных игр.
Второй вариант включал сочетание упражнений из игровых видов спорта и плавания, или гимнастики и легкой атлетики.
В третьем варианте применялось сочетание средств легкой атлетики + гимнастики + легкой атлетики или легкой атлетики + спортивных игр + легкой атлетики.
Воплощение описанных положений представлено в таблице 1.
Таблица 1
Компоновка учебных дисциплин в комбинированных занятиях физической культурой с учащимися специальных медицинских групп
№ п/ п |
Учебные дисциплины |
Виды подготовки |
Методы |
Направленность режима работы |
Физические качества |
Сроки проведе-ния |
||||||||
1 |
Лыжная подготовка |
Физическая |
Равномерный Повторный Игровой Круговой |
Аэробный Аэробный Смешанный Смешанный |
Выносливость Выносливость Скоростно-силовые Скоростно-силовые |
Февраль, март |
||||||||
Техническая |
Расчлененный Целостный Комбинированный |
|||||||||||||
2 |
Легкая атлетика |
Физическая |
Равномерный Повторный Игровой Круговой |
Аэробный Аэробный Смешанный Смешанный |
Выносливость Выносливость - быстрота, сила |
Сентябрь, октябрь, апрель, май |
||||||||
Техническая |
Расчлененный Целостный Комбинированный |
|||||||||||||
3 |
Спортивные игры (баскетбол) |
Физическая |
Повторный Игровой |
Аэробный Смешанный |
Выносливость Быстрота, сила, координационные способности |
Ноябрь, декабрь, апрель |
||||||||
Техническая |
Расчлененный Целостный Комбинированный |
|||||||||||||
4 |
Спортивные игры (волейбол) |
Физическая |
Повторный Игровой |
Аэробный Смешанный |
Координационные способности, гибкость Быстрота Выносливость |
Февраль, март, май |
||||||||
Техническая |
Расчлененный Целостный Комбинированный |
|||||||||||||
5 |
Гимнастика |
Физическая |
Повторный Круговой |
Аэробный Смешанный |
Сила, координационные способности Гибкость Быстрота |
Сентябрь, октябрь, апрель, май |
||||||||
Техническая |
Расчлененный Целостный Комбинированный |
|||||||||||||
6 |
Плавание |
Физическая |
Равномерный Повторный Игровой |
Аэробный Смешанный Смешанный |
Выносливость Гибкость Сила |
Ноябрь, декабрь |
||||||||
Техническая |
Расчлененный Целостный Комбинированный |
|||||||||||||
7 |
Подвижные игры |
С использованием элементов учебных дисциплин |
В течение года |
|||||||||||
В эксперименте участвовало 30 девушек – учащихся лицеев № 2 и № 4 г. Оренбурга, отнесенных по результатам углубленного медицинского осмотра к специальной медицинской группе. Все испытуемые школьницы были разделены на две группы – экспериментальную и контрольную (по 15 человек в каждой группе).
Занятия проводились 2 раза в неделю по 90 минут в каждой группе. В процессе формирующего педагогического эксперимента экспериментальная группа занимались по разработанной нами программе, а контрольная – по общепринятой для учащихся специальных медицинских групп. В формирующем эксперименте в опытной группе прочитан теоретический курс валеологической направленности.
С целью оценки эффективности педагогического воздействия использовалось анкетирование, проводилась оценка физического (7 параметров), функционального (5 параметров) и психического (10 параметров) состояния девушек, а также отслеживание комплексных параметров:
- переход школьниц из медицинской группы в подготовительную и основную группы;
- количество пропущенных занятий по болезни;
- динамика факторной структуры подготовленности.
См. Использование комбинированных методов в организации
занятий по физической культуре