Актуальность темы обусловлена повышающейся потребностью общества в здоровых и физически развитых людях в связи с обострением этой проблемы в целом по регионам России.
Даже выборочная статистика по школам показывает, что здоровье и физическая подготовленность детей и молодежи оставляет желать лучшего: наблюдается значительное число учащихся, освобожденных по этой причине от основных занятий по физической культуре, большое количество пропущенных занятий по этой же причине, касающихся других учебных предметов.
Использование комбинированных методов в организации занятий по физической культуре
Дипломная работа
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Теоретические аспекты использования методов в процессе физического воспитания школьников
1.1 Дидактическая система методов обучения
1.2 Связь методов с содержанием образования
1.3 Особенности использования комбинированных методов в организации занятий по физической культуре
- Модификации методов строго регламентированного упражнения при комплексном содержании занятий
- Игровой метод
- Соревновательный метод
Глава 2. Опыт использования комбинированных методов в практике организации занятий по физической культуре
2.1 Методика использования комбинированных методов на уроках физической культуры
Выводы
Литература
Введение
На уровне официальных документов (общешкольные годовые планы, Устав школы и др.) образовательный процесс в школе вроде бы должен приобретать здоровьесберегающую направленность, но пока это пожелание остается на декларативном уровне.
Основными причинами создавшегося положения, по мнению многих исследователей, являются: дефицит двигательной активности на протяжении всего периода обучения в общеобразовательных учреждениях, обусловленный несовершенством действующих государственных программ по физическому воспитанию, и недостаточный уровень культуры здорового образа жизни всех субъектов образования (В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, П. П. Тиссен, С. С. Коровин и др.). Эта проблема обостряется для учащихся с отклонением в состоянии здоровья и отнесенных к специальным медицинским группам.
Анализ научно-методической литературы показывает, что методика физического воспитания и оздоровления школьников и школьниц специальных медицинских групп в настоящее время разработана не на должном уровне (Н. В. Петров, В. С. Щербаков, К. И. Годиш и др.) и не позволяет в полной мере осуществлять поставленные перед ней задачи по ряду причин. Необходимость разработки эффективной методики физического воспитания в специальных медицинских группах диктуется разнообразием и противоречивостью взглядов по следующим направлениям исследований:
- комплектование учебных групп (по заболеваниям, физическому развитию, подготовленности и функциональному состоянию);
- содержание учебных занятий (государственной программе для общеобразовательных школ, узкой специализации, свободным выбором по усмотрению преподавателя);
- организация учебных занятий (с основной группой – по строго дозированной нагрузке, в специальной медицинской группе – с учетом диагноза заболевания и др.);
- направленность учебных занятий (профессионально-прикладная физическая подготовка, оздоровительная, специализированная и др.).
Чаще всего эти подходы зависят от:
- условий школы (материальных, региональных и др.);
- компетенции и возможностей преподавателя, его творческого потенциала;
- личностных особенностей занимающихся (потребностно-мотивационной сферы, структуры личности, интереса и т.п.) и уровня состояния ученика (физического, функционального, психологического).
Отсюда вытекает потребность в поиске в поиске наиболее эффективных организационных форм, средств и методов физического воспитания, рациональных подходов в нормировании физических нагрузок, адекватных функциональному состоянию организма человека, обеспечивающих устойчивую физическую и умственную работу учащегося. Такие средства, по нашему мнению, должны носить комплексный характер, что и обусловливает выбор темы выпускной квалификационной работы: Использование комбинированных методов в организации занятий по физической культуре.
Цель исследования: изучить и доказать на практике эффективность использования комбинированных методов в организации занятий по физической культуре.
Объект исследования: процесс физического воспитания школьников.
Предмет исследования: процесс совершенствования занятий по физической культуре на основе использования комбинированных методов.
Гипотеза исследования: физическое развитие школьниц старшего звена и специальных медицинских групп будет протекать благополучно при следующих условиях:
- ориентации на потребностно-мотивационную сферу, уровень подготовленности и состояние здоровья занимающихся;
- рациональном использовании комбинированных методов физического развития.
Основные задачи работы:
- Дать анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы по выбранной теме.
- Представить совокупность комбинированных методов, способных обеспечить оздоровительный режим школьников и их развитие.
- Подвести итоги проделанной работы с точки зрения соответствия достигнутых результатов поставленной цели и задачам.
База исследования: лицеи № 2, № 4 г. Оренбурга
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по проблеме;
- оценка состояния здоровья и уровня подготовленности (физической, функциональной, психологической) учащихся;
- анкетирование;
- беседа;
- углубленное медицинское обследование;
- психолого-педагогическое тестирование.
Практическая значимость работы: методика использования комбинированных методов на уроках физической культуры, представленная во второй практической главе, может стать методическим материалом для учителей-практиков основных образовательных учреждений при организации в них специальных медицинских групп школьников.