Содержание материала

На рис. 3. показано изменение времени реакции рук и ног у юных баскетболистов от 7 до 17 лет в зависимости от возраста и стажа занятий баскетболом.

Изменение времени реакции рук и ног у юных баскетболистов от 7 до 17 лет 

Рис. 3. Изменение времени реакции рук и ног у юных баскетболистов от 7 до 17 лет
в зависимости от возраста и стажа занятий баскетболом (Копысова Л. В., 2002).

Установлено (Гойхмаи М. Б., 2000), что время реакции рук и ног не связано между собой, но каждый из этих показателей взаимосвязан с большим количеством показателей эффективности игровых действий.

Быстрота реакции тесно связана с соревновательной эффективностью (Кричфалуший М. В., 1979; Запорожанова Л. П., 1982). Поэтому время реакции является достоверным функциональным показателем скорости и качества процессов восприятия и переработки информации. Центральные компоненты реакции генетически детерминированы, что дает возможность использовать этот критерий в процессе отбора (Сологуб Е. Б., 1998; Сологуб Е. Б., Таймазов В. А., 2000).

Важность для успешной игры в баскетбол таких критериев как различные показатели прыгучести отмечается в исследованиях разных авторов (Портных Ю. И., Лосин Б. Е., Соколов Н. Г., 1988; Булкин В. А., Попова Е. В., Сабурова Е. В., 1997). Прыгучесть является одним из важнейших физических качеств баскетболистов и характеризует способность игрока максимально высоко выпрыгивать при различных игровых ситуациях (броски в прыжке, подборы мяча у щита, спорные броски, накрывания бросков соперника и т. д.).

Специфическими особенностями прыгучести являются: взрывная сила, быстрота и ритм движений. Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой способность проявления ее наибольшей величины за наименьшее время. Быстрота движений как компонент прыгучести обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения и, следовательно, сокращения и расслабления мышц. Кроме того, большое значение имеет координация деятельности мышц-синергистов и антагонистов, правильный выбор активируемых мышц синергистов при ограничении активности мышц-антагонистов конкретного сустава. Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилии при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений. Один из важных факторов развития прыгучести – степень проявления физических и координационных качеств. Известно, что на начальных этапах тренировки уровень развития силы – важная предпосылка для увеличения показателей взрывной силы – одного из основных компонентов прыгучести (Назаренко Л. Д., 2000).

Двигательная координация – один из наиболее существенных составных элементов двигательной подготовки. Высокий уровень ее развития является фундаментом успехов в различных видах спорта, особенно в тех, в которых окончательный результат обусловливается высоким уровнем технической подготовленности, куда в полной мере можно отнести баскетбол. Степень развития координации способствует как овладению техникой движения, так и развитию физических качеств. Поэтому столь важное значение имеет возможность ее объективного измерения и оценки (Лях В. И., 1987, 1989; 1991, 1995; Булкин с соавт., 1997; Староста В. 1998).

Многие психологические и психофизиологические показатели находятся под выраженным генетическим контролем, среди них: скорость переработки информации, пропускная способность мозга, критическая частота слияния световых мельканий (КЧСМ), типологические свойства нервной системы, черты темперамента. Наследственная обусловленность особенно проявляется в трех поведенческих аспектах – социабельность, эмоциональность и активность (Сологуб Е. Б. 1998).

Исследования тактического мышления у высококвалифицированных баскетболистов позволили по степени увеличения способности к переработке информации при решении тактических задач выделить три группы спортсменов (Сологуб Е. Б., Бедрина З. Ю., 1990):

  • баскетболисты с высокой способностью к обучению (30% от всех наблюдавшихся спортсменов), которые показали за 12 тренировочных занятий прирост пропускной способности мозга (С) на 1,8 бит/с (при среднем исходном уровне пропускной способности во время игровой деятельности С = 2 бит/с);
  • баскетболисты со средним уровнем обучаемости (44% спортсменов), прирост С = 1,5 бит/с;
  • баскетболисты с низким уровнем обучаемости (26 %), прирост С = 1,2 бит/с.