Содержание материала

С целью выявления комплекса информативных критериев для начального отбора юных баскетболистов 7-8 лет было проведено специальное исследование.

Высокий темп игровых действий в современном баскетболе, быстрая смена игровых ситуаций, ограничение времени владения мячом, эмоциональность и другие особенности этой игры предъявляют высокие требования к подготовленности спортсменов. За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч и место на каждом участке площадки. Особую сложность спортивно-игровой деятельности придает высочайшее нервно-психическое напряжение, вызванное активным противодействием соперников, высокоскоростным характером действий и сложностью игровых технико-тактических средств ведения борьбы (Бриль М. С., 1980, Лосин Б. Е., 1982; Портнов Ю. М., 1988; Гойхмаи М. Б., 2000).

Повышение эффективности соревновательной деятельности баскетболистов зависит от уровня развития целого ряда показателей подготовленности. Важна адекватность выбора спортивной специализации на самом раннем этапе, которая в последствии бы не привела к остановке роста спортивного мастерства, в связи с исчерпанием генетического резерва организма (Сологуб Е. Б., 1998).

Для диагностики одаренности юных баскетболистов наиболее значимыми считается целый ряд критериев, существенно влияющих на достижение спортивного результата. К критериям относят качественно-количественные характеристики специальных способностей (Водянникова И. А., 1974, 1978; Григорьев Г. Н., 1976; Кричфалуший М. В., 1979; Булкин В. А. с соавт., 1997).

Однако сбор максимально полной информации затруднен технически. Поэтому актуальная научная задача состоит в определении достаточного минимума комплексной оценки одаренности в процессе начального отбора.

Прогнозирование пригодности на начальном этапе сталкивается с объективными трудностями трактовки результатов, полученных при применении различных методов отбора (экспертной оценки, аппаратурного метода и метода тестов). К моменту отбора не все способности детей одинаково выражены, что связано в первую очередь с различием их двигательного режима, темпов созревания, социальных и других факторов. Такое положение неизбежно снижает эффективность существующей диагностики.

Принцип комплексного подхода при решении вопроса о выборе спортивной специализации позволяет не только получить обширную информацию, но и сопоставить показатели, относящиеся к различным сферам жизнедеятельности с точки зрения возможности формирования специальных способностей. Все качества и свойства личности находятся в сложных отношениях между собой и с эффективностью игровой деятельности. Кроме того, они подвержены изменениям в процессе спортивной подготовки. Закономерности отношений и изменчивости важны потому, что ориентируют на правильную и своевременную оценку способностей при отборе (Кравец А, Г., 1981; Локо Я., Славин Г., 1990).

На основе данных исследований, содержащихся в специальной литературе, нами были выявлены наиболее важные показатели, влияющие на эффективность соревновательной деятельности у баскетболистов. Кроме того, нами рассматривались важные для баскетбола показатели, которые мало подвержены развитию в процессе учебно-тренировочных занятий.

Для достижения высоких спортивных результатов а баскетболе, бесспорно, игроку необходимо иметь высокий уровень развития быстроты (скоростных способностей). Под быстротой как физическим качеством понимают способность баскетболиста выполнять движения в минимальный промежуток времени (Солодков А. С, Сологуб Е. Б., 1999; Сологуб Е. Б., Таймазов В. А., 2000). Так как быстрота – это комплексное физическое качество, то в специальной литературе принято выделять некоторые формы проявления быстроты: время реакции, время одиночного движения и максимальная частота движений. Проявления скоростных качеств в игровой деятельности самые различные: скорость перемещений игроков, быстрота перехода от атакующих действий к защитным, быстрота прыжка, быстрота выполнения игровых приемов. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения.

Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях. Из всех физических качеств в наибольшей степени генетическому контролю подвержены именно быстрые движения, требующие, в первую очередь, особых скоростных свойств нервной системы – высокой лабильности (скорости протекания возбуждения) и подвижности нервных процессов (смены возбуждения на торможение и наоборот), а также развитие анаэробных возможностей организма и наличия быстрых волокон в скелетных мышцах. Для различных элементарных проявлений качества быстроты получены высокие показатели наследуемости: Н = 0,7–0,9 (Сологуб Е. Б., 1998).


Квалифицированные игроки достигают высокого уровня развития быстроты реагирования на изменяющуюся игровую ситуацию и быстроты передвижений. Именно эти два параметра очень важны для оценки подготовленности и перспективности и у юных баскетболистов 7-8 лет.

В специальной литературе имеются данные о важности учета для оценки перспективности баскетболистов таких параметров как время реакции рук и ног, время реакции выбора, а также величины критической частоты световых мельканий (Манукян К. Г., 1968; Николич А, Параносич В., 1984; Портных Ю. И., Кондрашин В. П., Лосин Б. Е., 1985; Портных Ю. И., Лосин Б. Е., Соколов Н. Г., 1988).

На рис. 2 показано изменение восприятия критической частоты световых мельканий (КЧСМ) у юных баскетболистов от 7 до 17 лет в зависимости от возраста и стажа занятий баскетболом.

Изменение восприятия критической частоты световых мельканий (КЧСМ) у юных баскетболистов от 7 до 17 лет

Рис.2. Изменение восприятия критической частоты световых мельканий (КЧСМ) у юных баскетболистов от 7 до 17 лет в зависимости от возраста и стажа занятий баскетболом
(Копысова Л. В., 2002).


На рис. 3. показано изменение времени реакции рук и ног у юных баскетболистов от 7 до 17 лет в зависимости от возраста и стажа занятий баскетболом.

Изменение времени реакции рук и ног у юных баскетболистов от 7 до 17 лет 

Рис. 3. Изменение времени реакции рук и ног у юных баскетболистов от 7 до 17 лет
в зависимости от возраста и стажа занятий баскетболом (Копысова Л. В., 2002).

Установлено (Гойхмаи М. Б., 2000), что время реакции рук и ног не связано между собой, но каждый из этих показателей взаимосвязан с большим количеством показателей эффективности игровых действий.

Быстрота реакции тесно связана с соревновательной эффективностью (Кричфалуший М. В., 1979; Запорожанова Л. П., 1982). Поэтому время реакции является достоверным функциональным показателем скорости и качества процессов восприятия и переработки информации. Центральные компоненты реакции генетически детерминированы, что дает возможность использовать этот критерий в процессе отбора (Сологуб Е. Б., 1998; Сологуб Е. Б., Таймазов В. А., 2000).

Важность для успешной игры в баскетбол таких критериев как различные показатели прыгучести отмечается в исследованиях разных авторов (Портных Ю. И., Лосин Б. Е., Соколов Н. Г., 1988; Булкин В. А., Попова Е. В., Сабурова Е. В., 1997). Прыгучесть является одним из важнейших физических качеств баскетболистов и характеризует способность игрока максимально высоко выпрыгивать при различных игровых ситуациях (броски в прыжке, подборы мяча у щита, спорные броски, накрывания бросков соперника и т. д.).

Специфическими особенностями прыгучести являются: взрывная сила, быстрота и ритм движений. Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой способность проявления ее наибольшей величины за наименьшее время. Быстрота движений как компонент прыгучести обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения и, следовательно, сокращения и расслабления мышц. Кроме того, большое значение имеет координация деятельности мышц-синергистов и антагонистов, правильный выбор активируемых мышц синергистов при ограничении активности мышц-антагонистов конкретного сустава. Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилии при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений. Один из важных факторов развития прыгучести – степень проявления физических и координационных качеств. Известно, что на начальных этапах тренировки уровень развития силы – важная предпосылка для увеличения показателей взрывной силы – одного из основных компонентов прыгучести (Назаренко Л. Д., 2000).

Двигательная координация – один из наиболее существенных составных элементов двигательной подготовки. Высокий уровень ее развития является фундаментом успехов в различных видах спорта, особенно в тех, в которых окончательный результат обусловливается высоким уровнем технической подготовленности, куда в полной мере можно отнести баскетбол. Степень развития координации способствует как овладению техникой движения, так и развитию физических качеств. Поэтому столь важное значение имеет возможность ее объективного измерения и оценки (Лях В. И., 1987, 1989; 1991, 1995; Булкин с соавт., 1997; Староста В. 1998).

Многие психологические и психофизиологические показатели находятся под выраженным генетическим контролем, среди них: скорость переработки информации, пропускная способность мозга, критическая частота слияния световых мельканий (КЧСМ), типологические свойства нервной системы, черты темперамента. Наследственная обусловленность особенно проявляется в трех поведенческих аспектах – социабельность, эмоциональность и активность (Сологуб Е. Б. 1998).

Исследования тактического мышления у высококвалифицированных баскетболистов позволили по степени увеличения способности к переработке информации при решении тактических задач выделить три группы спортсменов (Сологуб Е. Б., Бедрина З. Ю., 1990):

  • баскетболисты с высокой способностью к обучению (30% от всех наблюдавшихся спортсменов), которые показали за 12 тренировочных занятий прирост пропускной способности мозга (С) на 1,8 бит/с (при среднем исходном уровне пропускной способности во время игровой деятельности С = 2 бит/с);
  • баскетболисты со средним уровнем обучаемости (44% спортсменов), прирост С = 1,5 бит/с;
  • баскетболисты с низким уровнем обучаемости (26 %), прирост С = 1,2 бит/с.

На рис. 4 представлены результаты исследования Л. В. Копысовой (2002) по определению пропускной способности мозга юных баскетболистов 7, 15 и 17 лет.

 Изменение показателей пропускной способности мозга у юных баскетболистов

Рис. 4. Изменение показателей пропускной способности мозга у юных баскетболистов
в зависимости от возраста.

В ходе исследований определены информативные психофизиологические показатели для отбора спортсменов баскетболистов с высокой обучаемостью решению тактических задач. Они характеризуются низкой тревожностью (по шкале самооценки Спилбергера – Ханина), высокой критичностью в оценке самочувствия и настроения (по тесту САН) и высокой избирательностью и концентрацией внимания.

Из всех полученных данных можно заключить, что наряду с основной массой лиц, обладающих средними показателями прироста морфофункцио-нальных показателей и спортивных достижений, имеются группы лиц (примерно 10–30 %) с высоким или низким уровнем прироста этих показателей при тренировке.

Поиск высокотренируемых лиц представляет главную задачу при спортивном отборе, для чего нами было произведено апробирование данной прогностичной методики (Сологуб Е. Б., Бедриной З. Ю., 1990) на юных баскетболистах 7-8 лет.

Морфологические показатели, в первую очередь весоростовые, для баскетболистов имеют особое значение.. Подтверждением этого, является тот факт, что средний рост команд призеров последних крупнейших соревнований превышает 200 см. Помимо традиционно учитываемых показателей баскетболистов, таких как длина тела, рост стоя с вытянутыми руками, обхват грудной клетки, при создания теоретической модели морфофункционального компонента рассматривался и размах рук юных баскетболистов, позволяющий вычислить коэффициент длинорукости.

Очень важно при отборе юных баскетболистов 7-8 лет максимально точно определить биологический возраст испытуемых.

Копысова Л.В. Комплексная оценка двигательных способностей в процессе начального отбора детей для специализированных занятий спортивными играми (на примере баскетбола): дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2002. - 3.1.1 Анализ значимости различных показателей для начального отбора юных баскетболистов 7-8 лет. С. 65-73.