С целью выявления комплекса информативных критериев для начального отбора юных баскетболистов 7-8 лет было проведено специальное исследование.

Высокий темп игровых действий в современном баскетболе, быстрая смена игровых ситуаций, ограничение времени владения мячом, эмоциональность и другие особенности этой игры предъявляют высокие требования к подготовленности спортсменов. За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч и место на каждом участке площадки. Особую сложность спортивно-игровой деятельности придает высочайшее нервно-психическое напряжение, вызванное активным противодействием соперников, высокоскоростным характером действий и сложностью игровых технико-тактических средств ведения борьбы (Бриль М. С., 1980, Лосин Б. Е., 1982; Портнов Ю. М., 1988; Гойхмаи М. Б., 2000).

Повышение эффективности соревновательной деятельности баскетболистов зависит от уровня развития целого ряда показателей подготовленности. Важна адекватность выбора спортивной специализации на самом раннем этапе, которая в последствии бы не привела к остановке роста спортивного мастерства, в связи с исчерпанием генетического резерва организма (Сологуб Е. Б., 1998).

Для диагностики одаренности юных баскетболистов наиболее значимыми считается целый ряд критериев, существенно влияющих на достижение спортивного результата. К критериям относят качественно-количественные характеристики специальных способностей (Водянникова И. А., 1974, 1978; Григорьев Г. Н., 1976; Кричфалуший М. В., 1979; Булкин В. А. с соавт., 1997).

Однако сбор максимально полной информации затруднен технически. Поэтому актуальная научная задача состоит в определении достаточного минимума комплексной оценки одаренности в процессе начального отбора.

Прогнозирование пригодности на начальном этапе сталкивается с объективными трудностями трактовки результатов, полученных при применении различных методов отбора (экспертной оценки, аппаратурного метода и метода тестов). К моменту отбора не все способности детей одинаково выражены, что связано в первую очередь с различием их двигательного режима, темпов созревания, социальных и других факторов. Такое положение неизбежно снижает эффективность существующей диагностики.

Принцип комплексного подхода при решении вопроса о выборе спортивной специализации позволяет не только получить обширную информацию, но и сопоставить показатели, относящиеся к различным сферам жизнедеятельности с точки зрения возможности формирования специальных способностей. Все качества и свойства личности находятся в сложных отношениях между собой и с эффективностью игровой деятельности. Кроме того, они подвержены изменениям в процессе спортивной подготовки. Закономерности отношений и изменчивости важны потому, что ориентируют на правильную и своевременную оценку способностей при отборе (Кравец А, Г., 1981; Локо Я., Славин Г., 1990).

На основе данных исследований, содержащихся в специальной литературе, нами были выявлены наиболее важные показатели, влияющие на эффективность соревновательной деятельности у баскетболистов. Кроме того, нами рассматривались важные для баскетбола показатели, которые мало подвержены развитию в процессе учебно-тренировочных занятий.

Для достижения высоких спортивных результатов а баскетболе, бесспорно, игроку необходимо иметь высокий уровень развития быстроты (скоростных способностей). Под быстротой как физическим качеством понимают способность баскетболиста выполнять движения в минимальный промежуток времени (Солодков А. С, Сологуб Е. Б., 1999; Сологуб Е. Б., Таймазов В. А., 2000). Так как быстрота – это комплексное физическое качество, то в специальной литературе принято выделять некоторые формы проявления быстроты: время реакции, время одиночного движения и максимальная частота движений. Проявления скоростных качеств в игровой деятельности самые различные: скорость перемещений игроков, быстрота перехода от атакующих действий к защитным, быстрота прыжка, быстрота выполнения игровых приемов. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения.

Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях. Из всех физических качеств в наибольшей степени генетическому контролю подвержены именно быстрые движения, требующие, в первую очередь, особых скоростных свойств нервной системы – высокой лабильности (скорости протекания возбуждения) и подвижности нервных процессов (смены возбуждения на торможение и наоборот), а также развитие анаэробных возможностей организма и наличия быстрых волокон в скелетных мышцах. Для различных элементарных проявлений качества быстроты получены высокие показатели наследуемости: Н = 0,7–0,9 (Сологуб Е. Б., 1998).