Спортивный отбор следует понимать как процесс определения со­ответствия способностей человека и особенностей данной спортивной дисциплины. Главный мотив спортивного от­бора – стремление связать воедино творческий расцвет личности и высшие спортивные достижения (М. С. Бриль, 1980).

Спортивный отбор предлагает систему организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, методико-биологические и социологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей к специализации в определенном виде спортивных игр. Таким образом, отбор в спортивных играх следует понимать как процесс определения соответствия способностей человека способностям данной игре (Ефименко Г. Л., Вакслер М. А., Клювак В. Е., 1998).

Уже не одно десятилетие проблема отбора юных спорт­сменов привлекает пристальное внимание ученых и практиков. В мировой литературе она освещена достаточно широко. Накоплены значительные экс­периментальные данные, характеризующие существенные аспекты отбора в отдельных видах спорта. Идут исследования актуальных вопросов отбора и спортивной ориентации. Поиск юных талантов является главной задачей всех специалистов, работающих в области детского и юно­шеского спорта: Зельдович Т. А. (1966); Грошенков С. С. (1968, 1972); Бриль М. С. (1980); Филин В. П. (1983); Николич А., Параносич В. (1984); Семенов Л. А., Исаков С. В. (1998); Губа В. П. (2000); Розин Е. Ю. (2001); Сковородникова Н. В., Голомазов С. В. (2000); Сальников В. А. (2002); Голиус С. Т. (2003) и др.

Проблемы теории и методики спортивного отбора и спортивной ориентации получили свое отражение во многих диссертациях и публикациях:

  • в научных статьях (Ю. Железняк, 1966; Е. Розин, 1966; С. Грошенков, 1968; К. Платонов, С. Грошенков, 1968; В. Зациорский, Н. Булгакова и др., 1973; Р. Мотылянская, 1979; В. Бальсевич, 1980; А. Гужаловский, 1986; Т. Тимакова, 1994; В. Староста, 2003 и др.),
  • в монографиях (Н. Булгакова, 1978; М. Бриль, 1980; В. Волков, В. Филин, 1983; В. Шварц, С. Хрущев, 1984; Платонов В. Н., Запорожанов В. А., 1990; В. Селуянов, М. Шестаков, 2000 и др.);
  • почти во всех теоретико-методических пособиях по спорту, изданных на правах учебников (С. Брянкин, Л. Жданов, Б. Шустин, 1977; Е. Розин, 1979; В. Филин, 1987; В. Платонов, 1987, 1992, 1997; Л. Матвеев, 1997; Ф. Суслов, Ж. Холодов, 1997; В. Смолевский и Ю. Гавердовский, 1999; А. Корх, 2000 и др.).

Но, несмотря на это, на сегодняшний день отсутствуют:

  • общепризнанная система отбора;
  • единомыслие специалистов в отношении этапности и последовательности задач отбора (Розин Е. Ю., 2001);
  • научно обоснованные критерии, на основе которых можно было бы с определенной степенью уверенности предсказать спортивную судьбу того или иного индивидуума (В. Б. Шварц, С. В. Хру­щев, 1984; Губа В. П., 1997;  Мелихов Т. М., 2000).

Возможным объяснением этого является то, что, как отметил Л. П. Матвеев (1997), «спортивный отбор не получил согласованного истолкования». К сожалению, эта оценка может быть дополнена и отсутствием дефиниций таких часто используемых понятий, как «спортивная ориентация», «спортивная пригодность», «спортивная перспективность» (Розин Е. Ю., 2001).

В аспекте решения проблемы отбора, специалисты рассматривают также такие понятия, как «прогноз», «спортивные способности», «одаренность», «талант», «биологический возраст», «генетический потенциал» и др.

Спортивная пригодность – это соответствие между индивидом и спортивной дея­тельностью, взаимное проникновение и стимулирующее воздействие спортивной деятельности на личность и лич­ности на спортивную деятельность (Н. Попов; цит. по: М. С. Бриль, 1980).

Отбор в спортивные школы предус­матривает прогноз успешности на 6–  10 и более лет впе­ред (М. С. Бриль, 1980).

Прогноз – это вероятное научно обоснованное суждение относительно на­блюдаемого состояния объекта (в нашем случае спортсмена) в какой-то мо­мент времени (как правило, на соревнованиях) или относительно возможных путей достижения такого состояния, определенного в качестве цели (Баландин В. И. и соавт., 1986). По мнению С. С. Грошенкова (1969), отличительной особенностью определения потенциала спортивной деятельности является долгосрочный прогноз. Предметом прогноза, как ука­зывают К. К. Платонов и С. С. Грошенков (1968), являются задатки качеств личности, определяющие способности к успешному овладению деятельно­стью в спорте.

В основе способностей лежат врожденные анатомо-физиологические особенности. В понятие способности вклю­чаются также психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добивать­ся успеха в той или иной деятельности (П. А. Рудик, 1970). Способности могут существовать только в развитии и проявляются лишь в процессе конкретной деятельности (М. С. Бриль, 1980).

Понятие спортивных способности Курамшин Ю. Ф. и Поповский В. М. (1985) определяют как совокупность качеств человека, отвечающих требова­ниям данного вида спорта, обеспечивающих достижения в нем определенных успехов. Реализация спортивных способностей зависит от многих факторов. Здесь имеет зна­чение и физическая подготовка, и психика спортсмена, и личность тренера, его знания, опыт, влияние окружающей среды, наконец, время, когда эти спо­собности были выявлены, и многое другое (В. К. Бальсевич, 1969).

Таким образом, понятие спортивных способно­стей в большей мере отражают потенциальную возможность достижения высокого результата, нежели непременную успешность спортив­ной деятельности.

Одаренностью называют то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятель­ности (М. С. Бриль, 1980). От одаренности зависит не успех, а только возможность его достижения. Кроме сочетания способностей для этого необходимо еще обла­дание умениями и навыками.

Одаренность человека характеризуется своеобразным сочетанием различных способностей. При этом одаренность проявляется только к определенному виду деятельности (Теплов Б. М., 1961).

Спортивная одаренность рассматривается как качественно своеобразное сочетание высокоразвитых моторных, функциональных и психологических качеств индивида, отвечающих требованиям спортивной специализации, создающее возможность успеха в конкретной деятельности (Сальников В. А., 2002).

Понятие талант толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова (2002) определяет как выдающиеся природные способности, дарование, одаренность. Курамшин Ю. Ф. и Поповский В. М. (1987) талантом называют высшую степень развития способностей. «Талант индивидуален, – подчеркивает Сальников В. А. (2002). – И связано это с тем, что в таланте проявляется вся личность, которая изменчива и которую невозможно изменить и оценить в полном объеме».

Спортивный талант чаще определяется различными факторами, среди которых выделяются наследственность, биологический возраст молодого поколения, особенности телосложения, биомеханические параметры, темпы развития работоспособности (Зациорский В. М., Сергиенко Л. П., 1975).

В. Д. Шадриков и Н. М. Дружинин (1991) отмечают: «Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивают прирожденный характер данного качества человека».

Вопросы открытия талантливых спортсменов, создания наилучших ус­ловий для проявления их одаренности, всегда волновали научную мысль. Врачи, психологи, антропологи, физиологи, спортивные педагоги и другие ученые стремятся раскрыть тайны прогнозирования спортивных достижений.

Усилия многих исследователей (Железняк Ю. Д., 1962, 1978, Родионов А. В., 1971; Курамшин Ю. Ф., 1974; Булгакова Н. Ж. с соавт. 1980, 1984; По­повский В. М., 1980; Булгакова Н. Ж., 1986; Димитров А. Б., 1987; Гойхман М. Б., 2000 и мн. др.) направлены на определение потенциальных воз­можностей личности, занятой какой-либо спортивной деятельностью, то есть на выявление индивидов со спортивными способностями,  людей одаренных, талантливых.

Однако проблема идентификации спортивной одаренности справедливо отно­сится к категории наиболее сложных в теории спорта (Раух А., 1971; Бриль М. С., 1980; Филин В. П., 1983), что объясняется рядом причин. Одна из них со­стоит в заведомой ограниченности того контингента, который обладает ярко выраженным превосходством в проявлении моторики. Высокая степень ода­ренности понимается как отклонение от нормы, величина которого в два–три раза превышает медиану. Если же исходить из необходимости одно­временного проявления сразу нескольких спортивно-значимых качеств, то вероятность обнаружения такого удачного сочетания составит величину ? 0,0001.

Спортивная ориентация связана прежде всего с комплексом меро­приятий, направленных на подбор для человека тех видов спорта, которые в наибольшей мере соответствуют его желаниям, предрасположенности и способностям (М. С. Бриль, 1980). Выяв­ление этих факторов – специфическая цель ориентации.

Актуальность решения проблемы правильного выбора спортивной спе­циализации ни у кого сомнений не вызывает. Рано и правильно выбранная специализация (в соответствии с необходимым для данного вида спорта гене­тическим потенциалом) помогает спортсмену быстро прогрессировать, дости­гать больших высот и долголетия в спорте. Выдающийся русский ученый К. А. Тимирязев подчеркивал, что влияние внешних условий тем глубже, чем раньше они начинают действовать. А это значит, что чем моложе ребенок, на которого мы направляем наши воспитательные воздействия, тем успешнее и глубже будут результаты этих воздействий. Но при этом необходимо учиты­вать возрастные особенности и возможности детей, иначе вместо пользы можно принести вред.

Относительно начала занятий в том или ином виде спорта существуют самые противоречивые мнения. Заслуживает внимание утверждение, что нужна не ранняя специализация в конкретном виде спорта, а просто ранняя тренировка для созда­ния базы моторики юного спортсмена. Имеются также данные о том, что воздействие тренировок в раннем возрасте более эффективно для одаренных детей; напротив, для детей с невысоким уровнем развития двигательных способностей максимальный эффект тренировок проявляется в более позднем возрасте (Сергиенко Л. П., 1973).

Правильное осуществление ранней специализации, как отмечает В. Староста (2003), следует рассматривать как вступительный этап тренировок, начинающихся в соответствующем, то есть оптимальном для ребенка, возрасте. Этот этап не может быть похожим на тренировки взрослых, так как имеет другие цели и задачи. Самая важная из них – построение мощного фундамента для будущей спортивной специализации. К наиболее прочным причисляется всестороннее двигательное развитие, учитывающее прежде всего развитие всех основных координационных способностей (КС). Это подразумевает умелое использование сенситивных периодов в двигательном развитии ребенка, то есть его особенной реакции на раздражители (упражнения). В этом возрасте, то есть между 7 и 11 годами жизни, можно добиться самых больших сдвигов в области различных КС. Накопленный в этот период двигательный потенциал будет способствовать более быстрому овладению технически сложными специализированными упражнениями. Поэтому умелое использование этого периода может стать основой будущих спортивных успехов.

Немаловажную, а подчас и решающую роль для эффективного отбора начинающих атлетов играет уровень сформированности интереса детей к за­нятиям тем или иным видом спорта. Существует немало примеров, когда ребенок, обла­дающий всеми необходимыми природными данными для спортивной игры, но не имеющий достаточной мотивации, уклоняется от спортивной деятельности, выбирая порой такую, которая в гораздо меньшей степени соответствует его возможностям. Поэтому одной из главных задач ори­ентации и является агитационно-пропагандистская и су­губо педагогическая работа, направленная на воспитание интереса у ребенка.

Многие специалисты (Филин В. П., Вознян С. В., Бутенко В. И., Короб­ков А. С., Зациорский В. М. и др.) показывают, что успехи в спорте зависят от уровня развития комплекса психофизиологических и моторных качеств, про­явление которых в спортивной деятельности тесно связано с анатомическими и физиологическими особенностями человека.

При этом значимость отдельных компонентов этого комплекса нерав­ноценна для разных видов спорта. Каждый вид спорта имеет свою специфику, обуславливающую преимущественную значимость отдельных качеств зани­мающихся. Комплектуя группы новичков, тренер всегда, пусть интуитивно, ориентируется на известный ему идеал. Однако этот идеал будет выглядеть неопределенно, если он не наполнен четкими качественными и количествен­ными характеристиками.

Таким образом, необходима разработка модельных характеристик сильнейших спортсменов, как своего рода эталона, с учетом которого должка строиться вся многоступенчатая система отбора и спортив­ной ориентации.

Как утверждает М. С. Бриль (1980), полученные информационные модели дают возможность оценить значимость специальных качеств и свойств личности спортсменов в различных видах игр, амплуа и игровой деятельности в целом. Это позволяет проводить игровую, видовую и ролевую ориентацию более целеустремленно и надежно.

Но нельзя и пере­оценивать эти модели, как бы ни была высока квалификация экспертов и кор­ректны методы математической обработки, все же обобщаются субъективные мнения.

Важным критерием для оценки пригодности какого-либо вида спорта для конкретного ребенка являются результаты антропометрического обследо­вания, прогнозирование индивидуального развития дефинитивных значений роста по ювенильным величинам в возрасте 7-11 лет. Интересно отметить, что в пубертатном периоде (у девочек 11-14 лет, у мальчиков 13-15 лет) пред­сказание дефинитивных значений роста будет менее уверенным (Зациорский В. М. с соавт., 1973).

По мнению С. Б. Тихвинского (1980), особое внимание следует уделять биологическому возрасту ребенка, так как разница в быстроте созревания может давать преимущество акселерантам и ограничивать дорогу в большой спорт детям с несколько замедлен­ным развитием (ретардантам), потенциально обладающим ничуть не мень­шими способностями, а зачастую и большими. От степени биологической зрелости зависят темпы нарастания и абсолютные значения тотальных размеров тела (линейные размеры, поверхность, объем), а с ними к важнейшие морфологические и функциональные показатели дея­тельности организма: связь минутного и ударного объема сердца – с поверх­ностью тела; объем сердца – с ростом и весом и т. д. Взаимосвязь ряда пока­зателей физической подготовленности с биологическим возрастом доказана работами ряда ученых (Арестов Ю. М., 1968; Ушенко З. Д., 1975, 1980; Вла-стовский В, Г., 1976; Шапошникова В. И., 1984; Шварц В. Ш., Хрущев С. В., 1984; Тимакова Т. С., 1985; и др ).

В многочисленных исследованиях установлено, что дети одного и того же паспортного возраста значительно различаются по биологической зрело­сти, а это оказывает большое влияние на уровень психологического и физи­ческого развития, двигательной и функциональной подготовленности (Грошенков С. С., Лясотович С. И., 1973; Бахрах И. И., Дорохов Р. Н., 1980; Ченегин В. М., 1983; и др.).

Результаты исследований показали, что более позднее и более продолжительное половое созревание у медиантов и ретар­дантов обеспечивает рост тела в длину и период интенсивного физического развития на 3-4 года длиннее, чем у акселерантов (Андерсоне Л, Я., Алтберг О. Я., Рудзитис А. И., 1984).

В настоящее время считают, что очень часто рост и развитие у акселе­рантов заканчивается раньше, а у ретардантов продолжаются значительно дольше. В результате конечная длина тела во взрослом состоянии у ретардан­тов может оказаться больше, чем у акселерантов. Более медленное созревание мозга также приводит к лучшему его развитию и более высоким умственным способностям. Показано, что у спортсменов сердце растет медленнее и дости­гает большего объема и большей мощности сердечной мышцы, чем у нетре­нированных сверстников (Солодков А. С, Сологуб Е. Б., 2001).

Лишь спортсмены, имеющие большую длительность стадии быстрого роста при ее раннем начале достигают в спорте высоких результатов, так как чем дольше этот период, тем лучше рост спортивных возможностей (Зейг Ф., 1988).

К сожалению, сложившаяся практика отбора в ДЮСШ по результатам выполнения контрольных упражнений детьми одного и того же хронологиче­ского (паспортного) возраста существенно искажает объективную картину. В возрасте 7-8 лет отставание в биологическом развитии на 1-2 года отчетливо просматривается. У акселерантов заметен более высокий уровень интеллек­туального развития, ассоциативных способностей и большая склонность к обобщениию. В благориятных условиях все это может иметь положительное влияние на процесс формирования спортсмена. В то же время акселеранты не имеющие прочного фундамента разносторонней физической подготовленности, могут быть подвержены срывам, так как они нередко являются жертвами форсирования тренировки.

Как и всякий прогноз, прогноз перспективности юных спортсменов не может быть абсолютно достоверным, так как на формирование их молодых, растущих организмов оказывает влияние множество заранее не предвиденных факторов. Достаточно высокая достоверность прогноза может быть сделана лишь в отношении отдельных морфологических характеристик и функций организма, имеющих тесную связь с генотипом человека.

Бальсевич В. К. (1969, 1980, 2000), Мотылянская Р. Е. (1971, 1979), Трошепков С. С. (1972), Гужаловский А. Л. (1976, 1979,1986), Железняк Ю. Д. (1978), Бриль М. С. (1980), Зациорский В. М. (1982), Зациорский В. М., Булга­кова Н. Ж. (1982), Сирис П. З. и соавт. (1983), Булгакова Н. Ж. (1986) и многие другие считают, что прогнозирование спортивных способностей должно осуществляться путем изучения либо стабильности индивидуальных уровней развития, либо темпов прироста.

Уровень высоких достижений талантливого спортсмена определяется генетическим и фенотипическим факторами (Филин В. II., Фомин М. Л., 1980). Генетически закодированные качества могут оптимально развиваться в процессе онтогенеза, в так называемые, сенситивные (чувствительные) перио­ды организма, если используются адекватные раздражители.

Прирост показателей физических качеств тем больше выражен, чем ниже у человека их исходный уровень, но по мере приближения к предельным для данного человека возможностям (его генетически определенной норме реакции) степень прироста уменьшается. Величина изменчивости от­дельных функциональных показателей и физических качеств зависит от вро­жденной нормы реакции, т. е. способности генов, контролирующих эти при­знаки, реагировать на изменение условий индивидуального развития и факто­ров внешней среды (Сологуб Б. Б., 1989).

Знание генетического потенциала позволяет дифференцировать про­гностически сильные и слабые стороны физических возможностей юных спортсменов и, соответственно, активно совершенствовать сильные компо­ненты подготовленности, а также направленно, с помощью специальных ме­тодов, развивать малообеспеченные генетические потенциалы.

Актуальность прогноза различных способностей и особенностей человека, т. е. его генети­ческого потенциала стремительно возрастает. Тренерам хорошо известно, что далеко не каждое качество можно развить в ученике. Если свойства, относя­щиеся к социальной сфере, например трудолюбие, сознательность не только поддаются воспитанию, но и являются важным объектом педагогического воздействия, то психофизиологическая сфера человека весьма консервативна. Это связано с тем, что развитие человека проходит под воздействием соци­альной и генетической программ.

Социальная программа включает в себя сумму знаний, накопленных человечеством за всю его историю и передавае­мых в процессе обучения (Н. П. Дубинин и Б. А. Никитюк). Генетические факторы определяют потенциальные возможности развития.

Таким образом, достижение высоких спортивных результатов, с одной стороны, ограничено генотипом, а с другой стимулируются условиями воспи­тания и подготовки.

Наследственные влияния на различные физические качества не одно­типны. Они проявляются в различной степени генетической зависимости и обнаруживаются на различных этапах онтогенеза. В наибольшей степени ге­нетическому контролю подвержены быстрые движения, требующие в первую очередь особых скоростных свойств нервной системы – высокой ла­бильности (скорости протекания возбуждения) и подвижности нервных про­цессов (смены возбуждения на торможение и наоборот), а также развития анаэробных возможностей организма и наличия быстрых волокон в скелет­ных мышцах. Для различных элементарных проявлений качества быстроты – времени простых и сложных двигательных реакций, максимального темпа движений, скорости одиночных двигательных актов (ударов, прыжков, мета­ний) – получены высокие показатели наследуемости (Москатова А. К., 1983 и др.).

Наиболее тренируемыми физическими качествами яв­ляются ловкость и общая выносливость, а наименее тренируемыми – быстро­та и гибкость. Среднее положение занимает качество силы. Это подтвержда­ется данными Н. Б. Зимкина (1970) и др. о степени прироста различных фи­зических качеств в процессе многолетней спортивной тренировки.

Среди морфологических признаков наиболее значительны влияния на­следственности на продольные размеры тела, меньше – на объемные размеры, еще меньше – на состав тела. Величина коэффициента наследуемости наибо­лее высока для костной ткани, меньше для мышечной и еще меньше для жировой ткани.

Для функциональных показателей выявлена значительная генетическая обусловленность многих физиологических параметров, среди которых боль­шая часть метаболических характеристик организма, аэробные и анаэробные возможности, процент быстрых и медленных волокон в мышцах, объем и размеры сердца, характеристики ЭКГ, систолический и минутный объем кро­ви в покое, частота сердцебиений при физических нагрузках, артериальное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота и глубина дыхания, ми­нутный объем дыхания, длительность задержки дыхания на вдохе и выдохе и некоторые другие.

Имеется особая закономерность семейного сходства в выборе спортив­ной специализации: наибольшее сходство выявлено в выборе занятий борьбой (85,71%), тяжелой атлетикой (61,11%) и фехтованием (55,0%); наимень­шее сходство в предпочтении баскетбола и бокса (29,4%), акробатики (28,57%) и волейбола (22,22%) (Сологуб Е. Б., 1998; Солодков А. С, Сологуб Е, Б„ 1999).

Современный уровень знаний позволяет прийти к заключению, что, не­смотря на исключительно высокую значимость генотипа в процессах развития человека, жесткой зависимости между ними не существует. Многое корректируется средовыми влияниями и зависит от обучения и воспитания. Это определяемая различиями между задатками и способностями. Если задат­ки консервативны и в высшей степени детерминированы наследственностью, то способности динамичны и формируются только в процессе деятельности.

В ряде исследований (Бальсевич В. Н., 1969, 1980, 2000; Поповский В. М., 1979) выявлено положительное влияние на овладение физическим мас­терством в спорте наличия у занимающихся предварительного двигательного опыта. Авторы этих работ рекомендуют широко использовать занятия видами спорта, средства и методы которых носят характер, сходный с проявлением мышечных усилий в избранной спортивной специализации.

Анализ состояния проблемы начального отбора и спортивной ориента­ции приводит к заключению, что в настоящее время накоплен значительный научный материал, позволяющий судить о различных сторонах спортивных способностей, о факторах их определяющих, о формах организации и мето­дике отбора, о складывающихся методологических подходах в изучении во­просов отбора и ориентации. Но, к сожалению, все это пока не обеспечивает высокого качества всех поставленных перед спортивной селекцией задач.

При решении проблем спортивного отбора и спортивной ориентации, особенно на этапе начального отбора, несмотря на солидный опыт педагогов и тренеров, очень часто (до 40–50 % случаев) составляются неправильные прогнозы успешности отдельных спортсменов. Современные методы спор­тивной генетики позволяют избежать многих неуспешных решений в этом плане с помощью так называемых генетических маркеров, четко отражающих наследственные задатки отдельных индивидуумов (Сологуб Е. Б., Таймазов В. А., 2000), Маркером называют легко определяемый, устойчивый признак организма, жестко связанный с его генотипом, по которому можно судить о вероятности проявления другой, трудно определяемой характеристики орга­низма. Генетические маркеры позволяют распознавать наследственные задат­ки человека, его врожденные возможности, Выявленные у детей, они сохра­няются до конца жизни человека.

Совершенно очевидно, что запросы практики всегда остаются приори­тетными. А точное и своевременное прогнозирование спортивной одаренно­сти является решающим условием прогресса отечественного спорта. Поэтому создание научно обоснованной и высокоэффективной системы начального отбора становится задачей первостепенной важности.

http://fizkulturaisport.ru/