Предварительная подготовка детей к отбору
К моменту отбора в спортивные школы многие качества в детях еще заметно не проявляются. Это вызывается чаще всего отсутствием ряда условий, способствующих развитию качеств. Надо сказать, что еще сравнительно недавно таких условий было больше.
В беседах со многими выдающимися спортсменами выясняется, что они в детстве имели большие возможности для удовлетворения своих потребностей в движении благодаря наличию пустырей, простых спортивных площадок во дворах и т. д.
Сейчас в городах пустырей не найдешь. Да и самых разнообразных развлечений у ребят стало больше. Тренеры обижаются на страсть детей к телевизору и на модное увлечение музыкой... Школьники, надо признать, стали значительно меньше двигаться, поэтому взрослым больше внимания следует уделять организованным формам физического воспитания детворы.
Чтобы способствовать повышению двигательной активности младших школьников, имеет смысл организовывать для учеников 1—2-х классов подготовительные спортивные школы по группам видов спорта — игровые, единоборств и т. д.
Такие группы неоценимы и для отбора. Правда, в ДЮСШ имеются подготовительные отделения, но они фактически работают по сугубо спортивным программам. А для последующего эффективного отбора необходимо, чтобы программа предусматривала в первую очередь развитие спортивных способностей.
Становится ясным, что специализированному отбору должна предшествовать массовая подготовка детей по профилю спорта одной из групп.
Главным мотивом здесь является предположение, что путем подбора специальных средств можно направленно влиять на формирование у младших школьников способностей к тому или иному виду спорта и на этой основе проводить видовую ориентацию. Социальное и собственно спортивное значение массовой подготовки детей к отбору не вызывает сомнений. Опыт такой подготовки был проведен М. Н. Тураходжаевой под нашим руководством (1976—1978 гг.).
Исследования проводились на лабораторном и модельном уровнях. В лаборатории исследовались: оперативное мышление с применением теста «тройка» (М. С. Бриль, А. В. Родионов, 1967), переключение внимания с применением таблицы Анфимова, тремор и простая психическая реакция на световой стимул.
На модельном уровне применялись тест «Часовые и разведчики» (М. С. Бриль, 1966) для оценки уровня оперативного мышления и быстроты движений, тест на количество передач о стену за 30 сек., модифицированный тест для исследования уровня притязаний (М. С. Бриль, 1976).
Измерялись также длина тела и скорость бега на 20 м.
На базе двух школ Ташкента был проведен двухгодичный педагогический эксперимент, в котором приняли участие дети 8 лет, систематически не занимающиеся спортом, всего 131 человек.
В контрольных классах (в каждой школе по одному — всего 65 чел.) урок физкультуры проводился по общепринятой школьной программе. В экспериментальных (также по одному в каждой школе — всего 66 чел.) — по специально разработанному учебному плану, направленному на создание условий для проявления способностей к игровой деятельности при помощи специально разработанного комплекса подвижных игр и игровых упражнений.
В конце эксперимента как в контрольных, так и в экспериментальных классах оценивалась одаренность детей к различным видам спортивных игр по комплексной методике (М. С. Бриль, 1968).
В каждой школе дважды в учебном году в сентябре проводились комплексные исследования детей по 13 параметрам, определяющим состояние физического развития, физической подготовленности, а также специальных физических и психологических качеств.
Предварительный анализ исходных данных показал, что физическое развитие и уровень специальных качеств контрольной («К») и экспериментальной («Э») групп находились на уровне ниже среднего и носили сходный характер — наблюдаемые различия статистически недостоверны.
Учитывая возрастные особенности детей 8—10 лет, а также специфику игровой деятельности, на первом году эксперимента мы использовали аналитический метод воспитания, который состоял из раздельной работы над составляющими отдельных качеств, на втором году — целостный метод, направленный на комплексное воздействие с помощью подвижных игр и игровых упражнений, включающих в себя несколько компонентов и наиболее характерные для спортивных игр связки и чередования.
Например, для проявления бойцовского характера, стремления достичь наивысших результатов в играх, предусмотренных школьной программой, мы ставили условия, стимулирующие это стремление. В играх «Прыжки через ручей» или «Волк во рву» варьировалась ширина реки или рва. За преодоление более широкого места давалось больше очков.
Для проявления оперативного мышления, тесно связанного с быстрым переключением и распределением внимания, мы включали в уроки игры («Пятнашки», «Спор зимы и весны», «Перестрелка», «Охотники и утки», «Невод», «Круговая охота», «Пионербол» и др.), также осложняя их специально разработанными требованиями.
При сравнении исходных данных и результатов, полученных в конце второго года эксперимента, выявилась общая тенденция к улучшению всех показателей как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Значительно возрастает показатель, отражающий быстроту действий (количество передач о стенку) с преимуществом в группе «Э» в 23,8%. У испытуемых группы «Э» лучше проявились способности и к оперативному мышлению. Такой показатель эффективности решения задач, как число затраченных ходов, в обеих группах изменился незначительно. Зато временной показатель, обладающий большей дифференцирующей силой, резко уменьшается с преимуществом испытуемых группы «Э» (в 10,5% по игровому тесту и в 15,9% в тестовой задаче). Кроме того, качество самих упражнений в группе «Э» стало выше на 21%, чем в группе «К», на 70% увеличилось количество удачно выполнивших задания в игровом тесте. Стоит заметить, что основное преимущество испытуемых группы «Э» не столько в рациональности оперативного мышления, сколько в быстроте принятия конечного решения и эффективности его реализации.
Та же картина и в проявлении переключения внимания. Так, показатель коэффициента эффективности (таблица Анфимова) по выполнению дифференцированного задания в группе «К» увеличивается незначительно, в группе «Э» незначительно уменьшается. Зато количество допущенных ошибок в группе «Э» резко снизилось (на 33,1%), в то время как в группе «К» оно не изменилось. В игровом упражнении время, затраченное на выполнение задания с переключением внимания, уменьшается как в группе «К», так и в группе «Э», но с преимуществом в 21,2% в группе «Э».
Показатели уровня притязаний изменились почти одинаково. Средняя арифметическая кругов увеличилась с небольшим преимуществом в группе «К», коэффициент вариативности уменьшился, тоже с небольшим преимуществом (в 1,3%). Однако в группе «Э» наблюдается резкое увеличение количества удачных попыток (на 41%), в группе же «К» — статистически недостоверное уменьшение. Видимо, испытуемые группы «Э» стали более уверены в своих решениях. Сравнительная динамика других показателей не противоречит общей тенденции.
На заключительном этапе эксперимента была проведена экспертная оценка пригодности детей контрольной н экспериментальной групп к различным видам спортивных игр. Тренерами ДЮСШ по спортивным играм из контрольной группы было отобрано 10 человек из 63 (15,8%), из экспериментальной группы — 34 человека из 63 (53,9%).
Таким образом, предварительная специализированная подготовка детей к ДЮСШ способствует более рациональному отбору.