В современной педагогической практике подвижные игры используются на начальном этапе формирования двигательной функции детей, а также при определении способностей к овладению спортивными навыками (Железняк Ю. Д., 1960; Портных Ю. И., 1960; Зинин А. М„ Кераминас С. А., 1964, Коротков И. М., 1971; Кудряшов В. А., Мирошникова Р. М., 1967; Бриль М. С., 1968).
Отличительными особенностями игр является их естественность и общедоступность, большая образовательная и воспитательная ценность. Даже самые сложные спортивные игры по существу являются лишь высшими формам к обыкновенных подвижных, игр. Занятия играми под руководством преподавателя не грозят какими-либо серьезным переутомлением, так как в играх всегда имеется возможность для кратковременного отдыха и саморегулирования детьми своей нагрузки. При анализе игры неоднократно подчеркивалось, всестороннее влияние на организм занимающихся. Особенно велико положительное воздействие баскетбола на растущий организм детей и подростков, (Портных Ю. И., 1960).
Проведя исследование, Ю. И. Портных (1960) предположил, что при соблюдении известных условий, обучение игре в баскетбол можно начинать с детьми в возраст 9-10 лет.
В связи с популяризацией мини-баскетбола, стали появляться рекомендации по снижению нижней возрастной границы до 8-9 лет (Пинчук А., 1971; Федотов Б. В., 1971). Предложения эти были вызваны тем, что подготовка резервов в спорте требует длительного, многолетнего совершенствования, поэтому необходимо своевременно выявлять способных детей к данному виду двигательной деятельности. Это позволит наилучшим образом обеспечивать планомерную подготовку спортсменов (Озолин Н. П., 1970; Стонкус С., 1970; Зельдович Т. А., 1972).
Мордмиллович Л. Ф. (1975) предлагает использовать баскетбол как средство физического воспитания в силу его доступности детям 8-9 лет. Но для обучения этому виду целесообразно применять подвижные игры, способствующие формированию у детей широкого диапазона двигательных навыков. Решающее значение в овладении навыками и воспитании интереса к баскетболу имеют, по ее мнению, устойчивые эмоциональные проявления детей, выражающиеся в бодром настроении желании бороться за достижение поставленной цели, точности в движениях, а также их целенаправленностью, инициативностью и общительностью.
Для проведения начального отбора в ДЮСШ по баскетболу были предложены первоначальные занятия подвижными играми, по результатам которых предполагалось давать рекомендации одаренным детям, для дальнейшего продолжения тренировок уже в спортивных школах (Мордмиллович Л. Ф., 1975).
Одной из приемлемых форм оценки одаренности детей в практике отбора является тестирование, которое, несмотря на косвенность исследования качеств и свойств личности, вполне целесообразно ввиду достаточной надежности результатов, простоты применения и быстроты получаемой информации. На начальных стадиях отбора пригодны однократные тестовые испытания (Бриль М. С, 1968) если они отвечают следующим требованиям:
- одни и те же функции испытуемых исследуются в различных по характеру проявлениях и отражаются различными показателями тестов;
- в итоговой оценке испытуемого синтезируется наиболее полный комплекс необходимых в игровой деятельности функций.
Целесообразной формой тестирования при отборе в спортивных играх следует считать подвижные игры (Бриль М. С. 1968).
И. А. Водянникова (1978) обращает внимание на прогностическую значимость показателей, определяющих способность юных баскетболистов к специфической ориентировке. С целью совершенствования системы отбора в ДЮСШ, на основе комплексного подхода ею была изучена структура способностей детей к ориентировке в условиях сложной двигательной деятельности. Игровая ориентировка юного баскетболиста в наибольшей степени обеспечивается временем простой и сложной двигательной реакции, временем дифференцирования, объемом поля зрения, оперативным мышлением, временем специфических двигательных действий.
О выявлении тесной связи времени простой и сложной двигательной реакции с показателями способности распределять и переключать внимание замечает Кричфалуший М. В. (1979). Чем короче латентный период двигательных реакций, тем быстрее испытуемый решает ситуационные задачи, тем шире у него границы периферического зрения. Координация и быстрота двигательных действий в большой степени определяют эффективность выполнения игровых действий.
Л. В. Капысова (2002) выделила 16 показателей морфофункционального и моторного компонента для оценки специальной одаренности юных баскетболистов по трехбалльной шкале (табл. 1). Диагностика одаренности юных баскетболистов и их потенциальный уровень развития осуществляется согласно набранным каждым игроком баллов. Это позволяет количественно оценить и избирательно, и, вместе с тем, в целом одаренность ребенка для занятий баскетболом.
Таблица 1
Градации оценок морфофункционального и моторного компонента одаренности
юных баскетболистов 7-8 лет для начального отбора
и прогнозирования результатов
Показатели |
Оценка в баллах |
||
1 |
2 |
3 |
|
Длина тела, см |
< 128 |
128 – 137 |
> 137 |
Рост, стоя с вытянутыми руками, см |
< 159 |
159 – 172 |
> 172 |
Размах рук, см |
< 126 |
126 – 137 |
> 137 |
Обхват грудной клетки, см |
< 61,5 |
61,5 – 66,5 |
> 66,5 |
Вес, кг |
< 24,5 |
24,5 – 31,5 |
> 31,5 |
Критическая частота световых мельканий, Гц |
< 36,8 |
36,8 – 38,8 |
> 38,8 |
Пропускная способность мозга, бит/с |
< 0,383 |
0,383 – 1,043 |
> 1,043 |
Максимальная прыгучесть, см |
< 13,5 |
13,5 – 21,0 |
> 21,0 |
Быстрота отталкивания при выполнении вертикального прыжка, с |
> 0,225 |
0,225 – 0,157 |
< 0,157 |
Максимальная анаэробная работоспособность (МАР), Вт |
< 8,25 |
8,25 – 12,55 |
> 12,55 |
Время бега 6 м, с |
> 1,8 |
1,8 – 1,58 |
< 1,58 |
Двигательная координация, град |
< 222 |
222 – 282 |
> 282 |
Интегральный показатель координации |
< 0,194 |
0,194 – 0,246 |
> 0,246 |
Время реакции рук, с |
> 0,368 |
0,368 – 0,294 |
< 0,294 |
Время реакции ног, с |
> 0,455 |
0,455 – 0,343 |
< 0,343 |
Время реакции выбора, с |
> 0,533 |
0,533 – 0,423 |
< 0,423 |
Экспериментальные исследования Л. В. Капысовой (2002) показали также, что у юных баскетболистов 7-8 лет, поделенных на две группы – медиантов [1] и ретардантов [2], в соответствии с их биологическим возрастом, – практически нет различий по психофизиологическому состоянию и физическим данным. При учете того, что по всем морфологическим показателям медианты опережают ретардантов, можно сделать вывод о большей перспективности ретардантов с точки зрения профессионального продолжения карьеры.
Выводы
Благодаря исследованиям Бриль М. С. (1968, 1980, 1993), Зельдович Т. А. (1969, 1970), Филина В П. (1972, 1976, 1983, 1990, 1998), Губы В. П. (1999, 2000), Старосты В. (2003) и др. начальные этапы спортивного отбора получили научное обоснование. Но, несмотря на то, что в научно-методической литературе постоянно подчеркивается важность и необходимость эффективного управления многолетней подготовкой, отсутствуют общепризнанные методики, позволяющие произвести комплексную оценку двигательных способностей детей на этапе начального отбора для специализированных занятий баскетболом.
В результате проведенного теоретического анализа и обобщения в специальной литературы выявлено, что система начального отбора для занятий баскетболом в настоящий момент является недостаточно разработанной и не имеет общепризнанных качественных и количественных критериев для проведения оценки степени одаренности и дальнейшей перспективности будущих баскетболистов. Вместе с тем, Капысовой Л. В. (2002) составлена трехбалльная шкала оценки различных сторон подготовленности юных баскетболистов 7-8 лет. На основе ее разработаны конкретные градации по 16 показателям специальной одаренности для начального отбора и прогнозирования результатов.
Исходя из этого, можно полагать, что разработка методики начального отбора детей 7-8 лет, базирующейся на основе модельных характеристик с учетом биологического возраста, позволит повысить эффективность отбора в баскетболе.
[1] Медианты (от лат. mediana – средняя) – дети с типичным, близком к среднему, биологическим развитием.
[2] Ретарданты – дети с отклонением в биологическом развитии в сторону замедления в пределах 1–2 лет.