Все качества и свойства личности находятся в сложных отношениях между собою и с эффективностью игровой деятельности. К тому же они по-разному изменяются в процессе спортивной подготовки. Закономерности отношений и изменчивости важны потому, что ориентируют на правильную и своевременную оценку способностей при отборе.

Видимо, анализ структуры и динамики следует проводить на пяти уровнях. Вначале определить показатели, связанные с игровой эффективностью. Затем те из них, которые связаны с рядом других показателей.

На третьем уровне выделяются качества и свойства, аналогичные показатели которых коррелируют на различных этапах подготовки. На четвертом уровне выделяются качества и свойства, показатели которых достоверно не меняют своих числовых значений на отдельных этапах и в процессе всего периода подготовки. Наконец, на пятом уровне выявляют показатели, дающие наибольший прирост от этапа к этапу, и взаимосвязь этого прироста и игровой эффективности.

Таким образом, можно классифицировать все качества и свойства на следующие группы:

  1. Прямо связанные с эффективностью игровой деятельности.
  2. Некомпенсируемые, стабильные.
  3. Некомпенсируемые, лабильные, но коррелированные на различных этапах.
  4. Компенсируемые, стабильные.
  5. Компенсируемые, коррелированные.
  6. Некомпенсируемые, лабильные.
  7. Компенсируемые, лабильные.

Изложенная последовательность групп соответствует их значимости с точки зрения прогностической возможности при отборе.

ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Связь эффективности игровой деятельности с различными качествами и свойствами личности лучше всего проследить на контингенте шестнадцатилетних спортсменов, которые в целом сформировались как игроки и пополняют юношеские сборные страны.

У баскетболистов наиболее тесная связь эффективности замечена с показателями реакций на время, скорости переработки информации, глубинного зрения (удаляющийся объект), прыжка в длину с места, кинестезической чувствительности (угол 15°).

У теннисистов зафиксирована связь с показателями скорости переработки информации, глубинного зрения (удаляющийся объект), распределения внимания, волевых качеств, уровня притязаний, кинестезической чувствительности и прыжка в длину с места.

У волейболистов игровая эффективность связана с показателями волевых качеств, уровня притязаний, глубинного зрения (приближающийся объект), распределения внимания, переключения внимания и длины тела.

Таким образом, наиболее информативными для этих игр являются скорость переработки информации, глубинное зрение, кинестезическая чувствительность, свойства внимания, результат прыжка в длину с места. Можно предположить, что они в определенной мере характеризуют способности к игровой деятельности вообще.

Но это, конечно, не значит, что другие  качества и свойства не влияют на игровую эффективность. Просто это влияние не так прямолинейно.

Если рассмотреть корреляционные плеяды игровой эффективности спортсменов различных возрастных групп, сразу можно заметить их коренные различия. Больше того, нет ни одного показателя, который попадает в несколько плеяд. Такой факт объясняется тем, что игра в разные возрастные периоды требует преимущественного развития различных качеств спортсмена. Причем с возрастом круг необходимых качеств и свойств расширяется.

При анализе игровой деятельности выделились факторы эффективности, характерные для всех возрастных групп. Фактор быстродействия формируют различные показатели сенсомоторных реакций и физической подготовленности. Фактор обеспечения точности действий формируется характеристиками дифференцировки мышечных усилий, кинестезической чувствительности, сенсомоторной координации, сложных реакций и оперативного мышления. Фактор ориентировки — показателями распределения внимания, скорости переработки информации, реакции прогнозирования, сенсомоторных реакций и сенсомоторной координации.

Стабильность этих факторов позволяет рассматривать их в качестве критериев прогноза эффективности игровой деятельности. Но и лабильные факторы, которые присущи лишь отдельным возрастным группам, заслуживают внимания, так как несут информацию о структуре спортивного успеха на данном этапе подготовки. В старших возрастных группах это факторы целеустремленности (сформированный в основном свойствами личности), подготовленности и надежности.