Различают три стороны системы отбора: критерии отбора, методы отбора и организацию отбора. К критериям относят качественно-количественные характеристики специальных способностей. Среди применяемых методов распространены метод экспертизы (экспертные оценки), аппаратурный метод и метод тестов.

Под организацией понимается комплекс мероприятий, направленных на наиболее эффективное и рациональное использование методов отбора.

Метод экспертизы, уходящий корнями в античные времена, обычно применяют для выявления медицинских противопоказаний, оценки перспективности при комплектовании команд или игровых звеньев.

Аппаратурный метод стал широко использоваться сравнительно недавно: в конце прошлого века. Поводом для его возникновения послужила необходимость точного количественного анализа, который другим путем осуществить невозможно.

В настоящее время широко известны различные реакциомеры, аппарат Е. А. Милеряна для исследования динамических стереотипов, аппарат В. Л. Марищука «Абдив», моделирующий сложную деятельность по управлению техническим объектом и др.

Применение аппаратуры, без сомнения, поднимает систему отбора на более высокую ступень. Следует, однако, учесть некоторую ограниченность этого метода. С помощью даже весьма совершенной аппаратуры чрезвычайно трудно моделировать специфические условия спортивной деятельности, хотя зафиксированы более или менее удачные попытки. Как, к примеру, смоделировать силовую борьбу?

Аппаратурному методу пока доступен лишь определенный уровень моделирования специфических условий. Поэтому аппаратурный метод не может иметь такого значения в спортивном отборе, какое он имеет в профессиональном.

Метод тестов, как правило, мене точный. Тесты следует классифицировать на бланковые, манипуляционные, моторные и модельные.

Бланковые тесты обычно связаны с набором заданий, заключающихся в зачеркивании букв (таблица Анфимова), подсчете колец с разрывом в различной ориентации («кольца Ландольта») и т. д.

Манипуляционные тесты предусматривают использование несложных приспособлений («Тройка» для исследования оперативного мышления). Моторные тесты используются с целью измерения двигательных качеств (прыжок вверх по Абалакову).

Модельные тесты требуют реакции на комплекс условий, характерных для спортивной деятельности (игра 1х1 в баскетболе).

Особое внимание при разработке тестов надо уделять их валидности. Валидный — измеряющий точно то, что должно измеряться (X. Кларк).

Исследователь определением валидности доказывает правомерность собственной гипотезы о том, что рассматриваемые элементы теста характеризуют именно те качества личности, которые должны быть выявлены.

Показателем валидности группы прогностических переменных является коэффициент множественной корреляции. Поскольку в большинстве случаев приходится исследовать проявления способностей косвенным путем, через сравнение неэквивалентных показателей, возникает проблема изучения надежности принятых оценок. Особое значение этому придается в исследованиях с применением тестовых испытаний, дающих неоднозначные количественные переменные.

Решение проблемы осложняется, если тесты построены на взаимодействии испытуемых, что особенно ценно при отборе в спортивные игры и в виды спорта типа единоборств. При этом смена «противника» отражается на изменчивости всей группы, что вынуждает проводить специальные исследования по определению устойчивости классификации тестов. Как правило, в таких случаях ведутся поиски производных показателей, которые могут служить коэффициентом устойчивости.

Однако при отборе практический интерес представляет не только устойчивость тестов к экстремальности условий, но и стабильность результатов их проведения в нормальных условиях, что является  вторым критерием надежности. С целью проверки стабильности комплекса (батареи) тестов необходим эксперимент, который заключается в троекратном проведении с возможно полной стабилизацией всех условий.

Теоретические положения применения системы тестовых испытаний при отборе предусматривают также определение эквивалентности принятых оценок, т. е. соответствия показателей тестирования показателям точных стандартных методик.

Проблема стандартизации тестов в основном решена. Однако применение при отборе в спортивных играх особых, специфических для игровой деятельности тестов несколько расширяет общепринятые представления этой проблемы. Батарея игровых тестов создается на основе подвижных игр и игровых упражнений и должна соответствовать следующим требованиям:

а) одни и те же функции испытуемых исследуются в различных по характеру проявлениях и отражаются различными показателями батареи. Это в определенной мере устраняет основной недостаток тестирования — допущение случайных результатов. Поэтому можно говорить о комплексной оценке каждой исследуемой функции;

б) итоговая оценка   испытуемого   синтезирует весь комплекс необходимых его особенностей — морфологических, функциональных и психологических.

Игры — наиболее подходящая форма исследования индивидуальных особенностей детей при отборе в спортивных играх, так как способствуют проявлению функций в тех сочетаниях, которые, видимо, и составляют структуру одаренности. К тому же игры являются наиболее естественным видом деятельности младших школьников и потому требуют того оптимального уровня мотивации, который положительно отражается на надежности тестовых оценок.

Существует и еще один метод диагностики способностей — анкетирование (опрос). Он весьма популярен для создания «психологического портрета» спортсменов высших спортивных разрядов. При отборе анкетирование используется в основном для изучения интересов и самооценки.

Весьма эффективен и метод наблюдения за поведением в игровой деятельности, предложенный А. В. Родионовым.

Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 17-20.