Нельзя не согласиться с подавляющим большинством авторов (X. Бечтольд, А. Ф. Кларк, В. К. Бальсевич, С. С. Грошенков, В. П. Филин, Т. А. Зельдовичи др.), представляющих себе отбор как длительный процесс. Они считают, что невозможно моментально оценить спортивную пригодность, какими бы совершенными ни были методы оценки.
Если учесть динамический характер спортивной пригодности и лабильность многих важнейших для спортивной деятельности человеческих характеристик, становится ясной необходимость систематического дополнения и уточнения первоначальных оценок. Какова же продолжительность отбора? Если исходить из определения отбора, то она равна длительности спортивной жизни, так как определение соответствия способностей и особенностей данной спортивной деятельности начинается в период комплектования спортивных школ и продолжается вплоть до комплектования сборных команд. Поэтому имеет смысл говорить о различных этапах отбора. В программах для ДЮСШ по спортивным играм этапы отбора обычно классифицируются в соответствии с этапами спортивной подготовки: отбор в группы начальной спортивной подготовки, отбор в группы спортивного совершенствования и т. д.
В настоящее время стали организовывать группы подготовки к ДЮСШ. В них принимаются почти все желающие. Достаточно иметь справку о состоянии здоровья и желание. Такие группы призваны решать две главные задачи: массовое привлечение детей к занятиям этим видом спорта и подбор наиболее перспективных для приема в ДЮСШ. Признавая положительную роль подготовив тельных групп, нельзя не отметить одно отрицательное явление. Часто дети, попробовав свои силы в одном виде спорта, потом в другом и потерпев неудачу, вообще теряют надежду стать спортсменами.
Исправить положение могла бы спортивная ориентация, организованно проводящаяся среди младших школьников до их приема в подготовительные группы. Такая ориентация позволила бы решить вопрос о спортивной пригодности того или иного ребенка, а главное о пригодности к группе видов спорта — играм, единоборствам, «энергетическим» видам и т. д. Понятно, что это нелегкая задача, но в ряде городов она решается успешно. Главными резервами здесь являются хорошо налаженные связи общеобразовательных и спортивных школ.
Определить пригодность к группе видов значительно легче, чем к одному виду. Надо еще раз заметить, что нельзя, по-видимому, выдвинуть ни одного серьезного возражения против повсеместного внедрения спортивной ориентации. Ориентация в данном случае как бы готовит, предворяет отбор, но не является его этапом или формой.
Критерием классификации этапов должно быть, видимо, не соответствие этапам подготовки и не аналогия с биологической терминологией, а целевая направленность этапа.
Начальная спортивная подготовка призвана воспитывать качества и свойства индивида для создания возможностей спортивного совершенствования. Поэтому цель отбора для начальной спортивной подготовки — определение пригодности к спортивному совершенствованию. Представляется логичным так же назвать этот этап отбора.
В дальнейшем отбор идет по линии комплектования составов команд для участия в соревнованиях. Здесь надо остановиться на некоторых важных моментах. В соревнованиях по спортивным играм может участвовать ограниченное число спортсменов. Тренеры, конечно же, включают в игровые составы наиболее перспективных или лучших на сегодняшний день. Составы постепенно стабилизируются, а одновременно выявляются «лишние», которые сначала обживают скамейку запасных, а затем уходят совсем. Вряд ли стоит приводить известные примеры того, как кое-кто из «лишних», перейдя в соседнюю спортшколу по тому же профилю, в дальнейшем заставлял вздыхать и горестно качать головой своего бывшего наставника. Кто не ошибается? И все же вряд ли можно избежать такого отсева, пока тренеры буквально планируют его, заранее набирая группы сверх нормы. Заставляет же их это делать неуверенность в надежности прогноза пригодности.
Наблюдения и эксперименты показали, что квалифицированному тренеру необходимо не менее двух лет, чтобы, не используя научных методов, поставить более или менее верный диагноз пригодности к спортивному совершенствованию. Естественно, большинство ошибок падает именно на этот период.
При комплектовании игровых составов ошибок значительно меньше, здесь, как правило, представлены юные спортсмены, вполне пригодные к спортивному совершенствованию. Или, лучше сказать, относительно пригодные, так как в различных спортивных школах отбор и подготовка поставлены по-разному. Но задача этого этапа иная — целенаправленная подготовка смены командам мастеров. Цель отбора здесь состоит в оценке перспективности юных спортсменов. Этот этап отбора и должен оказываться этапом оценки перспективности. Здесь, как и на первом этапе, не может быть какой-то кратковременности, тем более однократной диагностики. Необходим комплекс оценок целого ряда характеристик, связанных с успешностью обучения и реализацией способностей в конкретной игровой обстановке различной степени напряженности.
Третий этап отбора — комплектование команды мастеров. Видимо, правомерно и оставить за ним такое распространенное название. На этом этапе не только иные мерки, но и несколько другое, более узкое, но и более жесткое понимание спортивной пригодности. Тренер команды мастеров ищет не просто сильного игрока, но и подходящего по стилю, нужного по амплуа, совместимого с игровым коллективом.
Отбор в сборные команды, пожалуй, является частным случаем комплектования команд мастеров и вряд ли имеет смысл выделить его в отдельный этап. Зато следует особо выделить этап отбора для конкретных соревнований. Здесь, кроме всего прочего, имеют значение оптимальная спортивная форма, опыт игры с этим или схожим по стилю противником, психологический настрой и т. п. Такие индивидуальные особенности, как мощная игра в отдельных партиях и таймах, надежные действия в концовках, позволяют тренеру решать и частные задачи отбора — варьировать составом.
Выделенные четыре этапа отбора и определяют последовательность и целевую направленность процесса отбора в спортивных играх.
Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 15-17.