Структурный анализ спортивного успехаОтбор спортсменов отличается от профессионального отбора. Например, отбор в спортивные школы предусматривает прогноз успешности на 6—10 и более лет вперед. При этом необходимость учитывать множество самых разнообразных факторов, влияющих на возрастное развитие и специальную подготовку, делает такой прогноз весьма затруднительным.

К тому же спортивный отбор направлен на выявление талантов, а не на выбор практически здоровых людей, способных с заданной надежностью выполнять определенную работу, что является основной задачей профессионального отбора. Но главная трудность спортивного отбора заключается в том, что тренер должен угадать в ребенке спортивные способности, которые в данный момент еще не проявились.

Спортивные способности

Советская наука отрицает врожденность способностей. Врожденными могут быть только анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей (Б. М. Теплов). С позиции марксистской диалектики в понятие «способности» включаются также психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности (П. А. Рудик).

Способности могут существовать только в развитии и проявляются лишь в процессе конкретной деятельности. Этот процесс протекает в борьбе противоречий. При этом невозможно с помощью какой-либо способности достигнуть успеха в деятельности, необходимо определенное их сочетание.

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия. Но ядро способностей — это не усвоенная операция, а те психические процессы, посредством которых эта операция регулируется, качество этих процессов (С. Л. Рубинштейн).

То качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности, называют одаренностью. От одаренности зависит не успех, а только возможность его достижения. Кроме сочетания способностей для этого необходимо еще обладание умениями и навыками.

Исходя из этого, выбор критериев и методов спортивного отбора на различных его этапах должен основываться на структурном анализе спортивного успеха (рис. 1).

Структурный анализ спортивного успеха

Рис. 1. Структурный анализ спортивного успеха

На I уровне, учитывая возраст и подготовленность младших школьников, основное внимание следует уделять выявлению задатков и оценке двигательной активности.

Наличие специальных качеств и элементарной подготовленности позволяет на II уровне оценить степень игровой одаренности.

На III уровне на основе одаренности в сочетании с навыками и умениями формируются способности, проявляющиеся в спортивной деятельности.

IV уровень считается ключевым в формировании спортивного мастерства, которое, будучи подкреплено надежностью (V уровень), ведет к спортивному успеху (VI уровень).

Такая «лестница успеха» позволяет верно расставлять акценты в организационно-методических мероприятиях по спортивному отбору.

Как показали исследования (1963—1977 гг.), дети 7—8 лет должны обследоваться на первом уровне, дети 9—10 лет — на втором, дети 11 —12 лет — на третьем.

Важно отметить, что при спортивном отборе на третьем уровне впервые в оценке перспективности важное место отводится анализу подготовленности, тогда как на более низких уровнях предпочтение отдается качествам и свойствам личности.

Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 6-8.