Наука о физической культуре сравнительно молода. Вопросы, связанные с теорией и практикой отбора, имеют более длительную историю. Бурное развитие производства поставило задачу рационального распределения рабочей силы и подготовки кадров, способных в будущем надежно обслуживать современную технику. С этой целью в начале XX века в различных странах стали создаваться бюро по изучению и диагностике профессиональной пригодности. В нашей стране первая лаборатория отбора была создана в 1922 г. под руководством И. Н. Шпильрейна.
Исследования велись в двух направлениях: разработки теоретических основ профессионального отбора и определения методов пригодности к отдельным профессиям.
В лабораториях разрабатывались комплексные методы определения профессиональной пригодности, включающие анкетирование, тесты и аппаратурные пробы. Такой подход позволил подойти к решению ряда проблем, связанных с психологией личности. Особенно важно то, что ученые подчеркивали динамический характер профессионально важных качеств, возможность их совершенствования и компенсации.
Однако решить в целом задачу профессионального отбора на том этапе ученым не удалось. В первую очередь это можно объяснить совершенно недостаточной разработкой смежных научных дисциплин, на которые нужно было опереться: психологии, физиологии, морфологии, генетики, прикладной математики.
В настоящее время решение многих аспектов проблемы отбора обязано успехам авиационной и, особенно, космической психологии. Первым мотивом отбора летчиков было стремление снизить роль «личного фактора» в гибели самолетов. Разработанная американскими учеными программа отбора курсантов в летные училища в дальнейшем была принята во многих странах (Англия, Канада. Франция, Дания, Финляндия). У кандидатов исследовались качества, к которым предъявлялись следующие требования: стабильность, независимость друг от друга и специфичность для летной деятельности (Д. Фланаган).
В послевоенные годы возросло количество работ советских авиационных психологов. Это не замедлило сказаться на значительных успехах в разработке методов отбора. Особенно важным шагом вперед было широкое применение аппаратурных методик, обеспечивших моделирование многих специфических условий. Усилиями авиационных психологов был разработан комплекс методов определения психофизиологических качеств личности, которые должны обеспечивать успех в летной деятельности. Это позволило сделать вывод, что летные способности включают: особенности темперамента, интерес, стремление совершенствовать мастерство, настойчивость, решительность, смелость, сообразительность, эмоциональность, устойчивость, самокритичность, свойства внимания, скорость и точность сложных видов двигательных реакций, координацию движений, легкость образования двигательных навыков (К. К. Платонов).
Нельзя сказать, что вопросы прогнозирования летных способностей исчерпаны. Об этом в какой-то мере свидетельствует все еще значительный отсев из летных училищ. Да и большинство аварий в авиации по-прежнему обусловлено личным фактором. Но все же работа в области отбора летчиков помогла сделать значительный шаг вперед как в изучении способностей человека вообще, так и в практике профессионального отбора.
Не секрет, что именно эти достижения позволили развиться новой, наиболее сложной форме профессионального отбора — отбору космонавтов. Неоспоримый приоритет здесь принадлежит советским ученым. До полета первого космонавта Ю. А. Гагарина предвидение реакций и поведения человека в условиях неизведанной деятельности опиралось на летный опыт, полеты животных и другие косвенные данные. Особенности космического полета, в том числе невесомость и психологические перегрузки, предъявляли не только повышенные, но и качественно отличные требования к астронавту (М. И. Бобнева). Естественно, понадобилась разработка принципиально новой системы отбора, включившей личностные, медицинские, психофизиологические критерии.
Целый ряд современных профессий связан с таким значительным риском, волевыми усилиями и ответственностью (операторы энергосистем железнодорожные диспетчеры и др.), что даже идеально построенная профессиональная подготовка не может обеспечить достаточную надежность работника (В. Н. Пушкин). Поэтому практические вопросы отбора все шире исследуются и разрабатываются в промышленности и на транспорте, благодаря чему теория отбора приобретает все более четкие формы.
Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. - М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 4-6.