Основной целью организации и проведения формирующего педагогического эксперимента, который длился с 15 октября 2010 г. по 15 февраля 2011 г., было выявление эффективности разработанного нами комплекса специализированных физических упражнений и подвижных игр в тренировке юных волейболистов на предварительном этапе их подготовки.

При этом нас в первую очередь интересовала проблема рационального включения специализированных физических упражнений и подвижных игр в структуру учебно-тренировочного процесса юных волейболистов.

Организация исследования проблемы воспитания скоростных качеств юных волейболистов

При разработке комплекса специализированных подвижных игр, направленных на повышение уровня физической подготовленности юных волейболистов, мы опирались на исследование С. С. Коровина (1977), в котором составлена схема группировки игр и таблица распределения игрового материала по организационно-педагогическим признакам, отражающая:

  • преимущественный вид движений в играх;
  • преимущественное проявление физических качеств в играх;
  • физическую нагрузку при организации играющих.

Опираясь на данные таблицы, мы выбрали наиболее, на наш взгляд, оптимальные для тренировочного процесса юных волейболистов игры, способствующие развитию скоростных способностей (приложение 1).

При разработке комплекса специализированных физических упражнений, направленных на повышение уровня скоростных способностей, мы использовали научно-методическую литературу различных авторов (С. М. Вайцеховский, 1971; В. П. Филин, 1974; Ю. Д. Железняк, 1978 и др.), рассматривающих данную проблему. Разработанный нами комплекс упражнений представлен в приложении 2.

Учитывая, что в начале занятия целесообразнее воспитывать скоростные способности, в подготовительную часть были включены игры-задания, игры-эстафеты и специализированные физические упражнения (в объеме 6–7 мин, что составляет 4–6 % общего времени занятия) именно с этой направленностью.

Согласно физиологическим представлениям о назначении этой части занятия, включаемые игры были малой и средней интенсивности при постепенном повышении к началу основной части занятия.

Направленность специализированных подвижных игр и специализированных физических упражнений в подготовительной части занятия на протяжении всего педагогического эксперимента не менялась.

В основной части занятия специализированные подвижные игры и специализированные физические упражнения использовались в объеме 5–8 мин, что составляет 5–9 % времени; направленные на воспитание скоростных способностей – 10–15 мин, что составляет 11–12 % времени, отведенного на развитие основных физических качеств.

Основная часть занятия была направлена на ознакомление, разучивание, углубление и совершенствование техники выполнения упражнений, характерных для волейбола, воспитания скоростных и силовых способностей, гибкости, выносливости. Игры и специализированные физические упражнения располагались нами в середине и конце периода, отведенного на ознакомление, разучивание и совершенствование техники разучиваемого движения. В связи с тем, что воспитание скоростных способностей в значительной мере сливались с воспитанием скоростной выносливости и скоростно-силовых способностей в начале занятий использовались игры и специализированные физические упражнения скоростного характера, потом скоростно-силового и гибкости, в конце основной часта – силовой направленности и на скоростную выносливость. При этом мы учитывали принципы развитая ведущих для этого этапа подготовки физических качеств и их специальных компонентов,

Физическая нагрузка в играх этой части достигала значительных величин, на нее приходилось вершина физической кривой. При необходимости поддержания эмоционального фона занятия и состояния занимающихся нами применялись все типы подвижных игр и физических упражнений.

В заключительной части занятия отводилось 4-6 минут, что составило 3–4 % времени занятия, играм, направленным на нормализацию физических и нервных процессов занимающихся, а также развития пассивной гибкости. Все игры располагающиеся в заключительной части были средней и малой интенсивности,

В этой части занятия применялись игры с использованием различного спортивного инвентаря, а также игры с разнообразными движениями, имитирующие стойки, перемещения волейболистов и направленные на решение задач заключительной части.

Примерное распределение времени на специализированные физические упражнения и специализированные игры, место их расположения в структуре учебно-тренировочных занятий начинающих волейболистов опытных и контрольных групп в формирующем педагогическом эксперименте представлены на рисунке 1.

Фон с точками - специализированные игры и физические упражнения, направленные на развитие скоростных способностей.

Фон с горизонтальными линиями - специализированные игры и физические упражнения, направленные на развитие всех физических качеств

физические упражнения и подвижные игры юных волейболистов

Рис. 1. Примерное распределение времени на специализированные физические упражнения и специализированные подвижные игры в структуре учебно-тренировочных занятий юных волейболистов экспериментальной и контрольной трупп в формирующем педагогическом эксперименте.

Примерное дозирование нагрузки в упражнениях направленных на развитие скоростных способностей представляю в таблице 3.

Таблица 3

Дозирование нагрузки в упражнениях, направленных на развитие
скоростных способностей

Группа упражнений

Продолжительность,

с

Число

повторений, раз

Интервал

отдыха,

с

Возрастная группа,

лет

Упражнения комплексного воздействия

Подвижные и спортивные игры, эстафеты, полосы препятствий

До 10

До 15

До 20

1-10 и более

1-10 и более

1-10 и более

произвольный

6-10

11-15

16-17

Упражнения направленного воздействия

На быстроту двигательных

реакций

На быстроту выполнения

отдельных движений (броски, прыжки, метания)

На улучшение частоты

движений руками, ногами,

туловищем

Мгновенное действие

От мгновенного до 1-2 с

3-10

5-12

7-15

1-10

10-12

12-14

8-10

10-12

12-14

4-6

4-6

4-6

10-30

10-30

10-30

10-30

10-30

10-30

10-30

10-30

10-30

6-10

11-15

16-17

6-10

11-15

16-17

6-10

11-15

16-17

Упражнения сопряженного воздействия

На скоростные и силовые способности

На скоростные и координационные способности

На скоростные способности и выносливость

От мгновенного до 10 с

От мгновенного до 10 с

10-30

15-30

20-90

8-10

1-10

2-4

2-4

2-4

10-30

10-30

60-120

60-180

60-240

6-17

6-17

 

6-10

11-15

16-17

См.: Специализированные подвижные игры и комплексы физических упражнений в воспитании скоростных качеств юных волейболистов

www.fizkulturaisport.ru