Для оценки эффективности разработанной методики построения учебно-тренировочных занятий в развитии скоростных способностей начинающих волейболистов средствами специализированных подвижных игр и специализированных физических упражнений был проведен сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп в начале и конце формирующего педагогического эксперимента.
В ходе педагогического эксперимента исследовались скоростные способности юных волейболистов.
Показатели участников экспериментальной группы при выполнении тестов "Бег 30 м", "Челночный бег 3х10 м", "Теппинг-тест" в начале и конце формирующего педагогического эксперимента представлены в таблице 4 .
Показатели участников контрольной группы при выполнении тестов "Бег 30 м", "Челночный бег 3х10 м", "Теппинг-тест" в начале и конце формирующего педагогического эксперимента представлены в таблице 5 .
Динамика показателей скоростных способностей юных волейболистов экспериментальной и контрольной групп в формирующем педагогическом эксперименте отражена в таблице 6.
Таблица 6
Динамика показателей скоростных способностей юных волейболистов
экспериментальной и контрольной групп в формирующем
педагогическом эксперименте
Вид теста |
Бег 30 м, с |
Челночный бег 3х10 м, с |
Теппинг-тест |
|||
Результаты |
Эксперим. группа |
Контр. группа |
Эксперим. группа |
Контр. группа |
Эксперим. группа |
Контр. группа |
начальн |
6,3 |
6,1 |
10,0 |
9,9 |
61 |
59 |
конечн |
5,9 |
6,0 |
8,4 |
9,2 |
71 |
65 |
разность |
–0,4 |
–0,1 |
–1,6 |
–0,7 |
10 |
6 |
t |
2,92 |
2,42 |
3,85 |
|||
a |
< 0,05 |
< 0,05 |
< 0,05 |
Данные статистической обработки результатов бега на 30 м показали статистические значимые различия между средними величинами результатов экспериментальной и контрольных групп (t = 2,92, a < 0,05 ).
Обработка результатов челночного бега 3х10 м позволила установить статистически значимые различия между средними величинами результатов экспериментальной и контрольной групп (t = 2,42, a < 0,05 ).
Математическая обработка результатов теппинг-теста показала, что при t = 3,85 уровень значимости статистической достоверности меньше 5 % (a < 0,05) и является статистически существенным.
Тестирование в конце формирующего педагогического эксперимента показало, что динамика показателей скоростных способностей экспериментальной группы лучше, чем контрольной. Так, в беге на 30 м среднее значение результатов улучшилось на 0,4 с (по сравнению с 0,1 с в контрольной группе), в челночном беге 3х10 м – на 1,6 с (в контрольной группе – на 0,7 с), в теппинг-тесте – на 10 раз (в контрольной группе – на 6 раз).
Таким образом, результаты педагогического формирующего эксперимента подтвердили наше предложение о положительном влиянии разработанных компонентов физических упражнений и подвижных игр на развитие скоростных способностей у юных волейболистов.
Эффективность развития скоростных способностей у начинающих волейболистов обусловлена широкими возможностями использования специализированных физических упражнений и специализированных подвижных игр. Следует отметить, что более высокие темпы развития физических качеств обеспечиваются целенаправленными и избирательными воздействиями средствами подвижных игр и физических упражнений на те из них развития которых у детей 11-12 лет имеются благоприятные естественно-биологические предпосылки. Рациональный подбор специализированных физических упражнений и специализированных подвижных игр играет значительную роль в обеспечении необходимой степени целенаправленности их воздействия на развитие скоростных способностей начинающих волейболистов,
Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что разработанная и апробированная в ходе педагогического эксперимента методика подбора физических упражнений и подвижных игр для развития скоростных способностей начинающих волейболистов достаточно эффективна.
К числу эффективного развития скоростных способностей юных волейболистов средствами специализированных подвижных игр и специализированных физических упражнений следует отнести соблюдение основных методических требований к включению игр и физических упражнений в структуру учебно-тренировочных занятый начинающих волейболистов.
www.fizkulturaisport.ru