Игра в волейбол по своему содержанию очень динамична и эмоциональна. Игрокам команды во время игры приходится выполнять разнообразные технические приемы: выполнять подачу, вести нападение, защищаться, причем всем этим техническим приемам придавать определенную тактическую направленность, действовать в четком взаимодействии со своими партнерами, ибо при ошибке одного нарушается весь ход игры.

Кроме того, надо учесть, что все эти действия игроки команды выполняют не в спокойных условиях изоляции, а в сложных условиях спортивной борьбы. Во время учебно-тренировочных занятий, а тем более во время соревнований на психику волейболистов постоянно действуют различные внешние и внутренние раздражители, которые оказывают существенное влияние как на выполнение волейболистом технических приемов, так и на решение тактических задач. Примерами таких раздражителей могут быть: необычность обстановки, в которой проходят соревнования, реакция зрителей, кажущееся необъективное судейство, нарушение взаимодействия игроков, неограниченность игры во времени, метеорологические условия, отдельные предметы и люди. Все эти раздражители – внешние, которые существуют вне нас и действуют в той или иной степени на нашу психику.

Кроме этих, внешних раздражителей, могут быть и внутренние, а именно: самочувствие или общее состояние игрока во время тренировочных занятий и в период соревнований. Раздражители вызывают определенные субъективные переживания. Например, у игрока появляется сомнение в успехе выступления, нежелание продолжать борьбу, когда противник намного оторвался в счете и силы противника кажутся преувеличенными и т.д. Появление таких субъективных переживаний немедленно сказывается на действиях игроков, нарушается общая координация движений, точность и сила подачи, удара; теряется согласованность действий; ориентация во время комбинаций или при решении отдельных тактических вариантов игры, рассеивается внимание. Но не все игроки ведут себя одинаково при возникновении подобного рода трудностей. Некоторые из них смело и уверенно продолжают борьбу до конца. Они находят в себе силы и выдержку преодолеть все трудности, и даже в самых тяжелых условиях сохранить ясность ума, действовать смело и целеустремленно, т.е. в полной мере проявлять свои волевые качества.

Проявление и развитие воли спортсмена причинно обусловлено объективными условиями его деятельности, особенно теми, которые связаны с преодолением трудностей. Это общее положение имеет исключительно важное значение для теоретического и практического решения вопроса о волевой подготовке волейболистов.

Для формирования воли игроков необходимо создавать в процессе тренировки такие условия, которые требовали бы от них разнообразных волевых проявлений, и прежде всего самостоятельности и инициативности, решительности и смелости, выдержки и самообладания. При этом надо исходить из тех условий, в которых проводятся соревнования по волейболу: в процессе тренировки путем подбора соответствующих средств и методических приемов следует создавать подобные и даже более сложные условия действий волейболистов.

Таким образом, для того, чтобы обеспечить волевую подготовку волейболистов, нужно, с одной стороны, выявить те трудности, с преодолением которых игроку приходится конкретно встречаться, а с другой – учесть субъективные переживания этих трудностей. В процессе спортивной тренировки следует постоянно создавать такого рода трудности и на преодолении их формировать волю игроков.

Рассмотрим трудности, с которыми наиболее часто приходится встречаться волейболистам в процессе тренировок и соревнований.

ТРУДНОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

ТРУДНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С УСЛОВИЯМИ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

ТРУДНОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ХАРАКТЕРА

См.: Методика волевой подготовки волейболистов

www.fizkulturaisport.ru