Содержание материала

Методологические особенности

Основные методологические особенности регулирования психофизической нагрузки можно объединить в следующие группы (С. С. Коровин, П. П. Тиссен, Н. В. Мишнаевский, 1999):

1. Регулирование нагрузки путем внесения изменений в содержание спортивной деятельности при стабильных внешних условиях ее выполнения. В этой связи следует выделить ряд методических приемов, суть которых — изменение (упрощение, усложнение) исходных и конечных положений, амплитуды, направления, темпа и скорости движений; увеличение (уменьшение) времени на выполнение действий и величины усилий; смена методов выполнения (игровой, соревновательный); увеличение (уменьшение) количества повторений упражнения и их суммарного количества; введение дополнительных заданий; сочетание (чередование) разнообразных физических упражнений и т.п.

2. Регулирование нагрузки за счет изменения внешних условий осуществления спортивной деятельности: увеличения (уменьшения) количества групп и количественного состава группы; использования многопропускных снарядов; увеличения количества инвентаря, оборудования, мест занятий; использования внешних отягощений и сопротивлений (набивные мячи, гантели, эспандеры, упражнения в парах и т.д.); интенсификации образовательного процесса (совмещение объяснений, обсуждений и замечаний с практикой выполнения); размеров пространственных границ физкультурно-спортивной деятельности (увеличение-уменьшение площадок для игр, высоты препятствий и т.п.); изменения характера рельефа поверхности и качества естественной обстановки (бег в гору, по снегу, воде, по пересеченной местности и т.п.); проведения состязаний с заведомо сильным (слабым) противником.

3. Регулирование нагрузки на основе изменения интервалов отдыха. При уменьшении интервалов отдыха последующая нагрузка суммируется (в известной мере) с предыдущей, что приводит к ее увеличению; при увеличении интервалов отдыха достигается обратный эффект. Реализация этого направления регулирования нагрузки предусматривает качественную оптимизацию самого отдыха. Так, для его полноценности используют различные формы активного и пассивного отдыха, приемы психорегуляции, самомассаж и т.д. Кроме того, содержание отдыха обусловлено содержанием занятия и имеет особенности, связанные с обучением двигательным действиям, воспитанием физических качеств.

Примечательно, что между объемом и интенсивностью нагрузки, задаваемых физическими упражнениями, существует обратно пропорциональная зависимость, что методологически важно в процессе ее дозирования и регулирования (повышенный объем тренирующих воздействий предусматривает низкую их интенсивность и наоборот).

Определение психофизической нагрузки, а также оценка эффективности ее регулирования осуществляются на основе некоторых внешних проявлений утомления, показателей пульсометрии и характера «физиологической кривой», данных общей и моторной плотности тренировочного процесса.

Характерные внешние признаки утомления показаны в таблице 2 (Г. И. Погадаев, 1998).

Таблица 2. Внешние признаки утомления

Признаки

 

Небольшое
физиологическое
утомление

 

Значительное утомление (острое переутомление I степени)

 

Резкое

утомление (острое переутомление II степени)

 

Окраска кожи

 

Небольшое покраснение

 

Значительное покраснение

 

Резкое покраснение, побледнение, синюшность

 

Потливость

 

Небольшая

 

Большая (выше пояса)

 

Резкая (ниже пояса), выступание солей на коже

 

Дыхание

 

Учащенное (до 22—26 в 1 минуту на равнине и до 36 — при подъеме в гору)

 

Учащенное (38—46 в 1 минуту), поверхностное

 

Очень учащенное (более 50—60 в минуту), через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием

 

Движение

 

Бодрая походка

 

Неуверенный шаг, легкое покачивание при ходьбе, отставание на марше

 

Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординированных движений. Отказ от дальнейшего движения.

 

Общий вид, ощущения

 

Обычный

 

Усталое выражение лица, небольшая сутулость. Снижение интереса к окружающему

 

Изможденное выражение лица, сильная сутулость («вот-вот упадет»). Апатия, жалобы на очень сильную сла- бость (до прострации). Учащенное сердце-биение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота

 

Мимика

 

Спокойная

 

Напряженная

 

Искаженная

 

Внимание

 

Четкое, безошибочное выполнение указаний

 

Неточность в выполнении команд. ошибки при смене направления движения

 

Замедленное, непра-вильное выполнение команд. Восприни-маются только громкие команды.

 

Пульс, уд./мин

 

110—150

 

160—180

 

180—200 и более