Методологические особенности
Основные методологические особенности регулирования психофизической нагрузки можно объединить в следующие группы (С. С. Коровин, П. П. Тиссен, Н. В. Мишнаевский, 1999):
1. Регулирование нагрузки путем внесения изменений в содержание спортивной деятельности при стабильных внешних условиях ее выполнения. В этой связи следует выделить ряд методических приемов, суть которых — изменение (упрощение, усложнение) исходных и конечных положений, амплитуды, направления, темпа и скорости движений; увеличение (уменьшение) времени на выполнение действий и величины усилий; смена методов выполнения (игровой, соревновательный); увеличение (уменьшение) количества повторений упражнения и их суммарного количества; введение дополнительных заданий; сочетание (чередование) разнообразных физических упражнений и т.п.
2. Регулирование нагрузки за счет изменения внешних условий осуществления спортивной деятельности: увеличения (уменьшения) количества групп и количественного состава группы; использования многопропускных снарядов; увеличения количества инвентаря, оборудования, мест занятий; использования внешних отягощений и сопротивлений (набивные мячи, гантели, эспандеры, упражнения в парах и т.д.); интенсификации образовательного процесса (совмещение объяснений, обсуждений и замечаний с практикой выполнения); размеров пространственных границ физкультурно-спортивной деятельности (увеличение-уменьшение площадок для игр, высоты препятствий и т.п.); изменения характера рельефа поверхности и качества естественной обстановки (бег в гору, по снегу, воде, по пересеченной местности и т.п.); проведения состязаний с заведомо сильным (слабым) противником.
3. Регулирование нагрузки на основе изменения интервалов отдыха. При уменьшении интервалов отдыха последующая нагрузка суммируется (в известной мере) с предыдущей, что приводит к ее увеличению; при увеличении интервалов отдыха достигается обратный эффект. Реализация этого направления регулирования нагрузки предусматривает качественную оптимизацию самого отдыха. Так, для его полноценности используют различные формы активного и пассивного отдыха, приемы психорегуляции, самомассаж и т.д. Кроме того, содержание отдыха обусловлено содержанием занятия и имеет особенности, связанные с обучением двигательным действиям, воспитанием физических качеств.
Примечательно, что между объемом и интенсивностью нагрузки, задаваемых физическими упражнениями, существует обратно пропорциональная зависимость, что методологически важно в процессе ее дозирования и регулирования (повышенный объем тренирующих воздействий предусматривает низкую их интенсивность и наоборот).
Определение психофизической нагрузки, а также оценка эффективности ее регулирования осуществляются на основе некоторых внешних проявлений утомления, показателей пульсометрии и характера «физиологической кривой», данных общей и моторной плотности тренировочного процесса.
Характерные внешние признаки утомления показаны в таблице 2 (Г. И. Погадаев, 1998).
Таблица 2. Внешние признаки утомления
Признаки
|
Небольшое
|
Значительное утомление (острое переутомление I степени)
|
Резкое утомление (острое переутомление II степени)
|
Окраска кожи
|
Небольшое покраснение
|
Значительное покраснение
|
Резкое покраснение, побледнение, синюшность
|
Потливость
|
Небольшая
|
Большая (выше пояса)
|
Резкая (ниже пояса), выступание солей на коже
|
Дыхание
|
Учащенное (до 22—26 в 1 минуту на равнине и до 36 — при подъеме в гору)
|
Учащенное (38—46 в 1 минуту), поверхностное
|
Очень учащенное (более 50—60 в минуту), через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием
|
Движение
|
Бодрая походка
|
Неуверенный шаг, легкое покачивание при ходьбе, отставание на марше
|
Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординированных движений. Отказ от дальнейшего движения.
|
Общий вид, ощущения
|
Обычный
|
Усталое выражение лица, небольшая сутулость. Снижение интереса к окружающему
|
Изможденное выражение лица, сильная сутулость («вот-вот упадет»). Апатия, жалобы на очень сильную сла- бость (до прострации). Учащенное сердце-биение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота
|
Мимика
|
Спокойная
|
Напряженная
|
Искаженная
|
Внимание
|
Четкое, безошибочное выполнение указаний
|
Неточность в выполнении команд. ошибки при смене направления движения
|
Замедленное, непра-вильное выполнение команд. Восприни-маются только громкие команды.
|
Пульс, уд./мин
|
110—150
|
160—180
|
180—200 и более
|