В связи с тем, что организм подростка находится в стадии формирования, необходимо применять строго дозированные физические упражнения. Поэтому при развитии тех или иных физических качеств важно учитывать состояние нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, психики и их взаимодействие в процессе двигательной деятельности (В. П. Филин, 1974). Следовательно, подготовка юных волейболистов, направленная на развитие физических качеств, должна строиться с учетом возрастных особенностей подростков и юношей.
Важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов (Н. В. Зимкин, 1956; В. С. Фарфель, 1959, 1960, и др.). Экспериментальными исследованиями были выявлены важные закономерности возрастной динамики развития основных физических качеств у детей и подростков (В. С. Фарфель, 1959, 1960). Так, показатели быстроты движения круто возрастают у детей с 7—8 до 13—14 лет (скорость однократного движения, высота подпрыгивания, частота постукиваний). Совершенствуясь с возрастом, быстрота достигает наибольшего уровня развития к 13—14 годам. Развитию этого качества в подростковом возрасте необходимо уделять особое внимание. Любое упражнение, используемое с целью развития быстроты, надо выполнять в предельно быстром или околопредельном темпе (для данного момента тренировки).
Исключительное значение на этапе начальной подготовки волейболистов имеет обучение подростков технике выполнения упражнений. По В. С. Филину (1974), формирование двигательных навыков у них создает необходимую основу для дальнейшего совершенствования рациональных движений, созревания двигательного анализатора.
В тренировочный процесс включаются разнообразные прыжки: в длину с места, разбега, толчком правой, левой ногами, подскоки с тяжестями и без них, подвижные и спортивные игры, акробатические упражнения, бег с низкого и высокого старта, многократные приседания с тяжестями и без них и др.
Исследования, проведенные Н. А. Бернштейном (1947) и В. С. Филиным (1974), показали, что в возрастной период 8—12 лет повышение уровня развития максимальной быстроты обусловлено главным образом увеличением частоты движений. У 13—15-летних уровень развития быстроты повышается в основном за счет развития скоростно-силовых и силовых качеств. Следовательно, в тренировках подростков 12—13 лет быстроту целесообразно развивать путем использования упражнений, стимулирующих повышение частоты и скорости движений.
Особенно эффективно совершенствуется это качество, если упражнения даются в соревновательной и игровой форме.
Таким образом, при воспитании скоростных способностей у юных волейболистов предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию "скоростного барьера".
Большую ценность в силу этого представляют сюжетные подвижные, а позже и спортивные игры.
Игры характеризуются постоянно варьирующими условиями проявления скоростных способностей, поэтому позволяют зачастую более эффективно воздействовать на их развитие, чем стандартные пробежки "на быстроту".
Присущий играм эмоциональный фон и коллективные взаимодействия также способствуют максимальному проявлению скоростных возможностей.
К среднему школьному возрасту все более значительное место в составе средств воспитания быстроты занимают скоростно-силовые упражнения типа прыжков, метаний, многоскоков, спрыгиваний и выпрыгиваний в темпе, переменных ускорений в беге и т.п.
Определенное место занимает и повторное преодоление коротких дистанций (30, 40, 50, 60 м.) с максимальной скоростью.
При направленном воспитании физических качеств и функций следует придерживаться следующей последовательности педагогических воздействий:
– первыми по ходу учебно-тренировочного занятия (начиная с подготовительной части) подлежат воспитанию быстрота и формы ее проявления, гибкость, ловкость (для оптимального функционирования нервно-мышечного аппарата нервно-мышечного аппарата и «свежего» психоэмоционального состояния);
– далее (по мере нарастания утомления) следует использовать упражнения на воспитание скоростно-силовых и силовых способностей; при этом «скоростные» нагрузки и упражнения должны предшествовать силовым;
– заключительная фаза основной части может быть посвящена воспитанию выносливости, так как эффект от упражнений на выносливость возрастает по мере утомления и на его фоне (С. С. Коровин, П. П. Тиссен, Н. В. Мишнаевский, 1999).
Скоростные упражнения у детей необходимо сочетать с упражнениям на расслабление мышц. Следует учить их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени).
Средняя продолжительность заключительной части — до 5 минут; при оптимальной тренированности этого вполне достаточно для оперативного восстановления функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем (биохимические процессы придут в норму позже). Основной ее компонент – снижение психофизической нагрузки.
Средством заключительной части учебно-тренировочного занятия служат разнообразные физические упражнения, главной методологической особенностью которых является их контрастность по отношению к предыдущей деятельности: после анаэробных нагрузок — упражнения аэробного характера (медленный бег, дыхательные упражнения); после значительных физических и психоэмоциональных нагрузок — упражнения, связанные с расслаблением участвующих в работе мышечных групп, психогигиенической саморегуляцией (аутотренингом).
Сущность регулирования психофизических нагрузок в учебно-тренировочных занятиях с юными волейболистами заключается в оптимизации соотношения объемов физических упражнений, их интенсивности и интервалов отдыха между их выполнением; в соответствии нагрузок подготовленности и половозрастными особенностями занимающихся, а также дидактическим задачам обучения, воспитания и развития.
Методологические особенности
Основные методологические особенности регулирования психофизической нагрузки можно объединить в следующие группы (С. С. Коровин, П. П. Тиссен, Н. В. Мишнаевский, 1999):
1. Регулирование нагрузки путем внесения изменений в содержание спортивной деятельности при стабильных внешних условиях ее выполнения. В этой связи следует выделить ряд методических приемов, суть которых — изменение (упрощение, усложнение) исходных и конечных положений, амплитуды, направления, темпа и скорости движений; увеличение (уменьшение) времени на выполнение действий и величины усилий; смена методов выполнения (игровой, соревновательный); увеличение (уменьшение) количества повторений упражнения и их суммарного количества; введение дополнительных заданий; сочетание (чередование) разнообразных физических упражнений и т.п.
2. Регулирование нагрузки за счет изменения внешних условий осуществления спортивной деятельности: увеличения (уменьшения) количества групп и количественного состава группы; использования многопропускных снарядов; увеличения количества инвентаря, оборудования, мест занятий; использования внешних отягощений и сопротивлений (набивные мячи, гантели, эспандеры, упражнения в парах и т.д.); интенсификации образовательного процесса (совмещение объяснений, обсуждений и замечаний с практикой выполнения); размеров пространственных границ физкультурно-спортивной деятельности (увеличение-уменьшение площадок для игр, высоты препятствий и т.п.); изменения характера рельефа поверхности и качества естественной обстановки (бег в гору, по снегу, воде, по пересеченной местности и т.п.); проведения состязаний с заведомо сильным (слабым) противником.
3. Регулирование нагрузки на основе изменения интервалов отдыха. При уменьшении интервалов отдыха последующая нагрузка суммируется (в известной мере) с предыдущей, что приводит к ее увеличению; при увеличении интервалов отдыха достигается обратный эффект. Реализация этого направления регулирования нагрузки предусматривает качественную оптимизацию самого отдыха. Так, для его полноценности используют различные формы активного и пассивного отдыха, приемы психорегуляции, самомассаж и т.д. Кроме того, содержание отдыха обусловлено содержанием занятия и имеет особенности, связанные с обучением двигательным действиям, воспитанием физических качеств.
Примечательно, что между объемом и интенсивностью нагрузки, задаваемых физическими упражнениями, существует обратно пропорциональная зависимость, что методологически важно в процессе ее дозирования и регулирования (повышенный объем тренирующих воздействий предусматривает низкую их интенсивность и наоборот).
Определение психофизической нагрузки, а также оценка эффективности ее регулирования осуществляются на основе некоторых внешних проявлений утомления, показателей пульсометрии и характера «физиологической кривой», данных общей и моторной плотности тренировочного процесса.
Характерные внешние признаки утомления показаны в таблице 2 (Г. И. Погадаев, 1998).
Таблица 2. Внешние признаки утомления
Признаки
|
Небольшое
|
Значительное утомление (острое переутомление I степени)
|
Резкое утомление (острое переутомление II степени)
|
Окраска кожи
|
Небольшое покраснение
|
Значительное покраснение
|
Резкое покраснение, побледнение, синюшность
|
Потливость
|
Небольшая
|
Большая (выше пояса)
|
Резкая (ниже пояса), выступание солей на коже
|
Дыхание
|
Учащенное (до 22—26 в 1 минуту на равнине и до 36 — при подъеме в гору)
|
Учащенное (38—46 в 1 минуту), поверхностное
|
Очень учащенное (более 50—60 в минуту), через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием
|
Движение
|
Бодрая походка
|
Неуверенный шаг, легкое покачивание при ходьбе, отставание на марше
|
Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординированных движений. Отказ от дальнейшего движения.
|
Общий вид, ощущения
|
Обычный
|
Усталое выражение лица, небольшая сутулость. Снижение интереса к окружающему
|
Изможденное выражение лица, сильная сутулость («вот-вот упадет»). Апатия, жалобы на очень сильную сла- бость (до прострации). Учащенное сердце-биение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота
|
Мимика
|
Спокойная
|
Напряженная
|
Искаженная
|
Внимание
|
Четкое, безошибочное выполнение указаний
|
Неточность в выполнении команд. ошибки при смене направления движения
|
Замедленное, непра-вильное выполнение команд. Восприни-маются только громкие команды.
|
Пульс, уд./мин
|
110—150
|
160—180
|
180—200 и более
|
Литература
- Вайцеховский С. М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 312 с.
- Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
- Городниченко Э. Г. Оценка работоспособности двигательного аппарата человека по показателям статической выносливости и импульса силы // Теория и практика физической культуры. 1996, № 8, с. 46–47.
- Дворкин Л. С. Юный тяжелоатлет.– М.: ФиС, 1982. – 160 с.
- Захаров Е. Н. Энциклопедия физической подготовки. – М.: Лептос, 1994.
- Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов О. С. Подготовка юных волейболистов. – М.: Физкультура и спорт,. 1967. – 294 с.
- Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 224 с.
- Железняк Ю.Д., Слунский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя -М.: Просвещение, 1989. – 128 с.
- Зациорскнй В. М. Физические качества спортсмена. – М., ФиС, 1970.
- Ивойлов А. В. Волейбол. – Мн: Выш. школа, 1985. – 261 с.
- Коренберг В. Б. Надежность решения двигательных задач // Теория и практика физической культуры, 1997, № 10, с. 18–23.
- Коровин С. С., Тиссен П. П. Мишнаевский Н. В. Дидактические основы физического образования: Учебно-методическое пособие. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 1999. – 155 с.
- Кузнецов В.В., Новиков А.А. Основная направленность теоретических и экспериментальных исследований современной системы подготовки спортсмена // Теория и практика физической культуры. 1971, № 1, с. 66-68.
- Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. –– М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
- Менхин Ю. В. К проблеме обеспечения надежности физической подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1996, № 4, с. 44-48.
- Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. – М., Физкультура и спорт, 1970.
- Основы спортивной тренировки. Учеб. пособие для ин-тов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
- Сила. Быстрота. В. кн.: Коробков А. В. и др. Физическая культура людей разного возраста. М., ФиС, 1962, с. 93-176.
- Сковородникова Н. В., Голомазов С. В. Возрастная динамика проявления быстроты и целевой точности у школьников и юных баскетболистов // Физическая культура, 2000, № 1, с. 28–29.
- Сулейманов И. И. основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение // Теория и практика физической культуры, 2001, № 3, с. 12–16.
- Теория и методика физического воспитания (под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова). М., ФиС, 1976.
- Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
- Яруллин Р. Х. Качества двигательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры, 1999, № 8, с. 20–21.
www.fizkulturaisport.ru 2011