Содержание материала

В связи с тем, что организм подростка находится в стадии формирования, необходимо применять строго дозированные физические упражнения. Поэтому при развитии тех или иных физических качеств важно учитывать состояние нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, психики и их взаимодействие в процессе двигательной деятельности  (В. П. Филин, 1974). Следовательно, подготовка юных волейболистов, направленная на развитие физических качеств, должна строиться с учетом возрастных особенностей подростков и юношей.

Важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов (Н. В. Зимкин, 1956; В. С. Фарфель, 1959, 1960, и др.). Экспериментальными исследованиями были выявлены важные закономерности возрастной динамики развития основных физических качеств у детей и подростков (В. С. Фарфель, 1959, 1960). Так, показатели быстроты движения круто возрастают у детей с 7—8 до 13—14 лет (скорость однократного движения, высота подпрыгивания, частота постукиваний). Совершенствуясь с возрастом, быстрота достигает наибольшего уровня развития к 13—14 годам. Развитию этого качества в подростковом возрасте необходимо уделять особое внимание. Любое упражнение, используемое с целью развития быстроты, надо выполнять в предельно быстром или околопредельном темпе (для данного момента тренировки).

Исключительное значение на этапе начальной подготовки волейболистов имеет обучение подростков технике выполнения упражнений. По В. С. Филину (1974), формирование двигательных навыков у них создает необходимую основу для дальнейшего совершенствования рациональных движений, созревания двигательного анализатора.

В тренировочный процесс включаются разнообразные прыжки: в длину с места, разбега, толчком правой, левой ногами, подскоки с тяжестями и без них, подвижные и спортивные игры, акробатические упражнения, бег с низкого и высокого старта, многократные приседания с тяжестями и без них и др.

Исследования, проведенные Н. А. Бернштейном (1947) и В. С. Филиным (1974), показали, что в возрастной период 8—12 лет повышение уровня развития максимальной быстроты обусловлено главным образом увеличением частоты движений. У 13—15-летних уровень развития быстроты повышается в основном за счет развития скоростно-силовых и силовых качеств. Следовательно, в тренировках подростков 12—13 лет быстроту целесообразно развивать путем использования упражнений, стимулирующих повышение частоты и скорости движений.

Особенно эффективно совершенствуется это качество, если упражнения даются в соревновательной и игровой форме.

Таким образом, при воспитании скоростных способностей у юных волейболистов предпочтение следует отдавать естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к образованию "скоростного барьера".

Большую ценность в силу этого представляют сюжетные подвижные, а позже и спортивные игры.

Игры характеризуются постоянно варьирующими условиями проявления скоростных способностей, поэтому позволяют зачастую более эффективно воздействовать на их развитие, чем стандартные пробежки "на быстроту".

Присущий играм эмоциональный фон и коллективные взаимодействия также способствуют максимальному проявлению скоростных возможностей.

К среднему школьному возрасту все более значительное место в составе средств воспитания быстроты занимают скоростно-силовые упражнения типа прыжков, метаний, многоскоков, спрыгиваний и выпрыгиваний в темпе, переменных ускорений в беге и т.п.

Определенное место занимает и повторное преодоление коротких дистанций (30, 40, 50, 60 м.) с максимальной скоростью.

При направленном воспитании физических качеств и функций следует придерживаться следующей последовательности педагогических воздействий:

– первыми по ходу учебно-тренировочного занятия (начиная с подготовительной части) подлежат воспитанию быстрота и формы ее проявления, гибкость, ловкость (для оптимального функционирования нервно-мышечного аппарата нервно-мышечного аппарата и «свежего» психоэмоционального состояния);

– далее (по мере нарастания утомления) следует использовать упражнения на воспитание скоростно-силовых и силовых способностей; при этом «скоростные» нагрузки и упражнения должны предшествовать силовым;

– заключительная фаза основной части может быть посвящена воспитанию выносливости, так как эффект от упражнений на выносливость возрастает по мере утомления и на его фоне (С. С. Коровин, П. П. Тиссен, Н. В. Мишнаевский, 1999).

Скоростные упражнения у детей необходимо сочетать с упражнениям на расслабление мышц. Следует учить их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени).

Средняя продолжительность заключительной части — до 5 минут; при оптимальной тренированности этого вполне достаточно для оперативного восстановления функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем (биохимические процессы придут в норму позже). Основной ее компонент – снижение психофизической нагрузки.

Средством заключительной части учебно-тренировочного занятия служат разнообразные физические упражнения, главной методологической особенностью которых является их контрастность по отношению к предыдущей деятельности: после анаэробных нагрузок — упражнения аэробного характера (медленный бег, дыхательные упражнения); после значительных физических и психоэмоциональных нагрузок — упражнения, связанные с расслаблением участвующих в работе мышечных групп, психогигиенической саморегуляцией (аутотренингом).

Сущность регулирования психофизических нагрузок в учебно-тренировочных занятиях с юными волейболистами заключается в оптимизации соотношения объемов физических упражнений, их интенсивности и интервалов отдыха между их выполнением; в соответствии нагрузок подготовленности и половозрастными особенностями занимающихся, а также дидактическим задачам обучения, воспитания и развития.


Методологические особенности

Основные методологические особенности регулирования психофизической нагрузки можно объединить в следующие группы (С. С. Коровин, П. П. Тиссен, Н. В. Мишнаевский, 1999):

1. Регулирование нагрузки путем внесения изменений в содержание спортивной деятельности при стабильных внешних условиях ее выполнения. В этой связи следует выделить ряд методических приемов, суть которых — изменение (упрощение, усложнение) исходных и конечных положений, амплитуды, направления, темпа и скорости движений; увеличение (уменьшение) времени на выполнение действий и величины усилий; смена методов выполнения (игровой, соревновательный); увеличение (уменьшение) количества повторений упражнения и их суммарного количества; введение дополнительных заданий; сочетание (чередование) разнообразных физических упражнений и т.п.

2. Регулирование нагрузки за счет изменения внешних условий осуществления спортивной деятельности: увеличения (уменьшения) количества групп и количественного состава группы; использования многопропускных снарядов; увеличения количества инвентаря, оборудования, мест занятий; использования внешних отягощений и сопротивлений (набивные мячи, гантели, эспандеры, упражнения в парах и т.д.); интенсификации образовательного процесса (совмещение объяснений, обсуждений и замечаний с практикой выполнения); размеров пространственных границ физкультурно-спортивной деятельности (увеличение-уменьшение площадок для игр, высоты препятствий и т.п.); изменения характера рельефа поверхности и качества естественной обстановки (бег в гору, по снегу, воде, по пересеченной местности и т.п.); проведения состязаний с заведомо сильным (слабым) противником.

3. Регулирование нагрузки на основе изменения интервалов отдыха. При уменьшении интервалов отдыха последующая нагрузка суммируется (в известной мере) с предыдущей, что приводит к ее увеличению; при увеличении интервалов отдыха достигается обратный эффект. Реализация этого направления регулирования нагрузки предусматривает качественную оптимизацию самого отдыха. Так, для его полноценности используют различные формы активного и пассивного отдыха, приемы психорегуляции, самомассаж и т.д. Кроме того, содержание отдыха обусловлено содержанием занятия и имеет особенности, связанные с обучением двигательным действиям, воспитанием физических качеств.

Примечательно, что между объемом и интенсивностью нагрузки, задаваемых физическими упражнениями, существует обратно пропорциональная зависимость, что методологически важно в процессе ее дозирования и регулирования (повышенный объем тренирующих воздействий предусматривает низкую их интенсивность и наоборот).

Определение психофизической нагрузки, а также оценка эффективности ее регулирования осуществляются на основе некоторых внешних проявлений утомления, показателей пульсометрии и характера «физиологической кривой», данных общей и моторной плотности тренировочного процесса.

Характерные внешние признаки утомления показаны в таблице 2 (Г. И. Погадаев, 1998).

Таблица 2. Внешние признаки утомления

Признаки

 

Небольшое
физиологическое
утомление

 

Значительное утомление (острое переутомление I степени)

 

Резкое

утомление (острое переутомление II степени)

 

Окраска кожи

 

Небольшое покраснение

 

Значительное покраснение

 

Резкое покраснение, побледнение, синюшность

 

Потливость

 

Небольшая

 

Большая (выше пояса)

 

Резкая (ниже пояса), выступание солей на коже

 

Дыхание

 

Учащенное (до 22—26 в 1 минуту на равнине и до 36 — при подъеме в гору)

 

Учащенное (38—46 в 1 минуту), поверхностное

 

Очень учащенное (более 50—60 в минуту), через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием

 

Движение

 

Бодрая походка

 

Неуверенный шаг, легкое покачивание при ходьбе, отставание на марше

 

Резкие покачивания при ходьбе, появление некоординированных движений. Отказ от дальнейшего движения.

 

Общий вид, ощущения

 

Обычный

 

Усталое выражение лица, небольшая сутулость. Снижение интереса к окружающему

 

Изможденное выражение лица, сильная сутулость («вот-вот упадет»). Апатия, жалобы на очень сильную сла- бость (до прострации). Учащенное сердце-биение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота

 

Мимика

 

Спокойная

 

Напряженная

 

Искаженная

 

Внимание

 

Четкое, безошибочное выполнение указаний

 

Неточность в выполнении команд. ошибки при смене направления движения

 

Замедленное, непра-вильное выполнение команд. Восприни-маются только громкие команды.

 

Пульс, уд./мин

 

110—150

 

160—180

 

180—200 и более

 


Литература

  1. Вайцеховский С. М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 312 с.
  2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
  3. Городниченко Э. Г. Оценка работоспособности двигательного аппарата человека по показателям статической выносливости и импульса силы // Теория и практика физической культуры. 1996, № 8, с. 46–47.
  4. Дворкин Л. С. Юный тяжелоатлет.– М.: ФиС, 1982. – 160 с.
  5. Захаров Е. Н. Энциклопедия физической подготовки. – М.: Лептос, 1994.
  6. Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов О. С. Подготовка юных волейболистов. – М.: Физкультура и спорт,. 1967. – 294 с.
  7. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 224 с.
  8. Железняк Ю.Д., Слунский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя -М.: Просвещение, 1989. – 128 с.
  9. Зациорскнй В. М. Физические качества спортсмена. – М., ФиС, 1970.
  10. Ивойлов А. В. Волейбол. – Мн: Выш. школа, 1985. –  261 с.
  11. Коренберг В. Б. Надежность решения двигательных задач // Теория и практика физической культуры, 1997, № 10, с. 18–23.
  12. Коровин С. С., Тиссен П. П. Мишнаевский Н. В. Дидактические основы физического образования: Учебно-методическое пособие. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 1999. – 155 с.
  13. Кузнецов В.В., Новиков А.А. Основная направленность теоретических и экспериментальных исследований современной системы подготовки спортсмена // Теория и практика физической культуры. 1971, № 1, с. 66-68.
  14. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
  15. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. –– М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  16. Менхин Ю. В. К проблеме обеспечения надежности физической подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1996, № 4, с. 44-48.
  17. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. – М., Физкультура и спорт, 1970.
  18. Основы спортивной тренировки. Учеб. пособие для ин-тов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
  19. Сила. Быстрота. В. кн.: Коробков А. В. и др. Физическая культура людей разного возраста. М., ФиС, 1962, с. 93-176.
  20. Сковородникова Н. В., Голомазов С. В. Возрастная динамика проявления быстроты и целевой точности у школьников и юных баскетболистов // Физическая культура, 2000, № 1, с. 28–29.
  21. Сулейманов И. И. основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение // Теория и практика физической культуры, 2001, № 3, с. 12–16.
  22. Теория и методика физического воспитания (под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова). М., ФиС, 1976.
  23. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
  24. Яруллин Р. Х. Качества двигательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры, 1999, № 8, с. 20–21.

См. Специализированные подвижные игры и комплексы физических упражнений в воспитании скоростных качеств юных волейболистов

www.fizkulturaisport.ru 2011