Существует прямая связь между степенью волевого усилия и нервно-мышечным напряжением. Чем выше проявляемая сила, быстрота, выносливость и другие качественные проявления двигательной деятельности, тем соответственно большим должно быть волевое напряжение. Таким образом, объективная сторона положительного влияния занятий гимнастикой на развитие волевых черт характера состоит в том, что они связаны с необходимостью проявления волевых усилий. Воля, как и мышца, развивается только в процессе и в результате деятельности, преодоления объективных и субъективных трудностей.

Трудности в гимнастике, способствующие развитию волевых черт характера, состоят в необходимости овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, боль, сохранять самообладание, регулировать эмоциональное состояние, сохранять работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований. Они-то и являются одним из основных средств развития волевых качеств спортсмена.

В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальным средством формирования волевых черт характера является нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике, обеспечение физической подготовленности, но также и на развитие воли.

Волевые качества, так же как и все другие психические и двигательные проявления человека, обладают специфичностью и генерализованностью. Специфичность волевых качеств состоит в том, что они проявляются в большей мере в том виде деятельности, в которой происходило их развитие.

Прежде чем добиться высоких результатов и для того, чтобы добиться их, спортсмены много месяцев заставляли себя терпеть усталость, не бояться ее, бороться с нею.

Воля подвергается развитию в ином направлении. Гимнасты, кроме этого, развивают способность концентрировать волю и внимание на выполнении кратковременных, но максимальных по усилиям напряжений.

Генерализованность воли состоит в том, что, развитая в занятиях спортом, она проявляется в других случаях жизни: в труде, учебе и т. п.

На занятиях гимнастикой, как и во всех других случаях жизни, волевые качества выступают в виде взаимно противоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости и боязливости, стойкости и слабости воли, уверенности и сомнении, решительности и колебания, выдержки и торопливости и т. п. Учитывая индивидуальные особенности занимающихся, необходимо создавать условия, в которых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. В противном случае занятия станут средством выявления и закрепления слабых сторон воли и, таким образом, могут оказаться факторами, отрицательно влияющими на формирование волевых черт характера.

www.fizkulturaisport.ru 2011