Занятия гимнастикой оказывают влияние на формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы человека, его эстетических представлений и потребностей. Объективная сторона влияния занятий гимнастикой на интеллект состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в единстве и во взаимосвязи.

Многие явления, происходящие в окружающем нас мире и в нашем организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится прежде всего к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках движений, т. е. к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений, темпе, скорости, ритме, а также о поверхности и весе тел и о возможностях собственного тела.

В теории физического воспитания это положение с наибольшей полнотой и научной убедительностью показал П. Ф. Лесгафт. Основываясь на идее единства физического и психического в человеке и рассматривая двигательную деятельность как фактор развития личности, он подчеркивал необходимость пользоваться такими физическими упражнениями и так организовывать занятия ими, чтобы добиться наилучших результатов в воспитании (или, как он выражался, в образовании) личности.

Занятия гимнастикой оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта:

  • внимания (овладение сложнокоординированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях, сопутствующих движениям);
  • наблюдательности (вследствие развития анализаторов);
  • находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности к быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации) и мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат и т. д.).

Установлена связь между двигательной и интеллектуальной одаренностью. Дети с активным двигательным режимом имеют, как правило, более высокую и устойчивую академическую успеваемость. Умственно отсталые дети плохо координированы и с большим трудом овладевают двигательными навыками.

Занятия гимнастикой способствуют улучшению умственной работоспособности. Это положение подтверждается многими исследованиями. Например, В. М. Коврыгин и А. П. Гемба, установили, что у спортсменов отличных и хороших оценок на 11,9% больше, чем у неспортсменов, а удовлетворительных и неудовлетворительных меньше соответственно на 7,5 и 4,4%. Сходные данные получили и другие ученые.

Улучшение умственной работоспособности под влиянием занятий физическими упражнениями происходит в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые, будучи даже необычными, оказывают положительное влияние на протекание психических процессов (ограничение двигательной деятельности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности).

Кроме того, положительное влияние на улучшение успеваемости учащихся, занимающихся спортом, оказывает четкое соблюдение режима дня. Занятия спортом стимулируют овладение знаниями по вопросам техники и методики тренировки, спортивной педагогики, физиологии спорта, личной гигиены и др.

Поездки спортсменов на соревнования в другие города и страны, как и всякие путешествия, также могут способствовать решению образовательных задач.

Однако возможно и отрицательное влияние занятий спортом на интеллект. Существует немало фактов плохой академической успеваемости школьников и студентов, занимающихся спортом. Это связано чаще всего с односторонним увлечением спортом (в ущерб другим видам деятельности, в частности учебе) или с утомлением, наступающим вследствие тренировочных занятий со слишком большими нагрузками. Угнетающее влияние на интеллект спортсмена могут оказать и условия длительных учебно-тренировочных сборов, исключающих привычный для данного спортсмена физический или умственный труд.

www.fizkulturaisport.ru 2011