Содержание материала

Из большого числа средств физического воспитания баскетболу, несомненно, принадлежит ведущее место. По данным Международной любительской федерации баскетбола (ФИБА), число занимающихся баскетболом в мире составляет сегодня свыше 250 млн. чел. — больше, чем любым другим групповым видом спорта.

Не меньшей популярностью пользуется игра и у нас в стране, где баскетболом занимаются более 4 млн. чел, что составляет свыше 6% от общего числа занимающихся спортом в стране.

Сборные команды учебных заведений, добровольных спортивных обществ и ведомств не могут вместить всех желающих играть в баскетбол. Команды организовываются на факультетах, курсах, в группах высших и средних учебных заведений, в цеховых коллективах заводов и фабрик, по месту жительства.

Всех желающих заниматься баскетболом охватить квалифицированными тренерскими кадрами практически невозможно. Многие команды, как правило, тренируются и выступают в соревнованиях на самодеятельных началах под руководством тренеров-общественников при активной поддержке спортивных клубов, советов коллективов физкультуры, домоуправлений.

Широкое внедрение баскетбола в практику физкультурного движения выдвигает новые требования к подготовке квалифицированных кадров.

В пособии приведены результаты исследований, а также дан богатый практический материал по подготовке тренеров-общественников и судей по баскетболу в проведении учебно-тренировочного процесса групп начальной подготовки и соревнований.

Изложены основные положения педагогики и теории спортивной тренировки применительно к баскетболу, детально затронуты вопросы, недостаточно изложенные в методической литературе или имеют важное значение в повседневной работе тренера.

В пособии проводится рабочая программа, рассчитанная на 3-летний курс обучения, согласно которой тезисно изложен теоретический раздел подготовки общественных кадров. Для проверки знаний по каждой теме предлагаются контрольные вопросы, а для более глубокого изучения их приводится дополнительная литература.

Практическая подготовка впервые представлена описанием основных технических приемов игры расчлененным методом, где концентрируется внимание читателя на микрофазах движения. Подбор упражнений специальной подготовки сведен в систему в соответствии с программой для каждого года обучения.

Рекомендации по управлению тренировочным процессом изложены в сочетании специальной подготовки и функционального состояния спортсменов.

Автор выражает признательность за консультации канд. пед. наук, доц. Г. К. Борисову, А. А. Харазянцу, засл. тренеру СССР и УССР Б. Н. Вдо-виченко, а также за проведение медико-биологических исследований баскетболистов канд. мед. наук, доц. Т. Н. Шестаковой.


Программа

В программе излагаются основные принципы организации учебно-тренировочного и воспитательного процессов в секции баскетбола начального периода обучения.

Занятия проводятся в течение 10 месяцев с решением конкретных задач в пределах каждого года обучения.

Группа первого года обучения (новички) — отбор кандидатов; развитие основных физических качеств - быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости; подготовка к сдаче норм комплекса ГТО; привитие интереса к игре; изучение основных технических приемов и правил; простейшие индивидуальные и парные тактические действия в нападении и защите; освоение процесса игры; проведение классификационных соревнований для успешно справившихся с программой и выполнивших контрольные нормативы.

Группа второго года обучения (IIIразряд) — комплектование групп спортсменов с близкими показателями физической и технической подготовки; дальнейшее совершенствование общей физической подготовки; сдача норм комплекса ГТО в соответствии с возрастом спортсменов; изучение и совершенствование техники и тактических индивидуальных, групповых и командных действий в нападении и защите; овладение основными теоретическими правилами о влиянии баскетбола на организм занимающихся и правилами игры; выполнение норм III спортивного разряда; приобретение инструкторских знаний и навыков в проведении отдельных упражнений, в организации отдельных частей тренировки — подготовительной, основной, заключительной; овладение элементарными навыками судейства соревнований.

Группа третьего года обучения (IIразряд) - повышение физической подготовки спортсменов, направленное на комплексное развитие физических качеств; подготовка к сдаче норм комплекса ГТО в соответствии с возрастом; изучение техники и тактики игры в условиях, приближенных к игровым амплуа; приобретение необходимого опыта участия в соревнованиях; выполнение контрольных нормативов по технической подготовке и требований всесоюзной спортивной квалификации для II спортивного разряда; усвоение теоретического курса и приобретение навыков практического судейства: получение звания судьи по спорту, а для хорошо подготовленных спортсменов приобретение знаний и навыков в проведении тренировок и получение звания инструктора-общественника по баскетболу.

Зачисление в группу новичков производится в течение месяца со дня организации группы с учетом пола, возраста, состояния здоровья, наличия материальной базы  и тренерских кадров для  ведения учебной работы.

В группу разрядников допустимо зачисление в любое время года с учетом вышеизложенных требований и в соответствии со спортивной классификацией спортсмена.

На первом году обучения численный состав группы не должен превышать 20 человек, а спортсменов III и II спортивных разрядов -15—17 человек.

Учебно-тренировочная и воспитательная работа проводится а соответствии с основами теории и методики спортивной тренировки.

Основной формой учебной работы в группе является тренировка, проводимая в форме групповых и индивидуальных занятий.

На каждый год обучения в зависимости от спортивной квалификации группы спортсменов выделяется количество времени на обязательные занятия:

  • для групп первого и второго годов обучения — 240 ч на практические занятия (3 раза в неделю по 2 ч), на теоретические для первого года обучения — 10 ч, для второго года — 12 ч;
  • для групп третьего года обучения — 320 ч практических занятий ( 4 ра за в неделю по 2 ч) и 20 ч теории;
  • для наиболее подготовленных спортсменов, желающих получить звание инструктора-общественника, судьи по спорту, теоретическая часть дается в объеме не менее 24 ч.

Тренировка длительностью 90-120 мин состоит из трех частей.

Первая — подготовительная направлена на организацию занимающихся и их подготовку к повышенной физической нагрузке.

Тренировка начинается с построения группы в шеренгу. Назначенный старостой дежурный рапортует тренеру о количестве присутствующих и готовности группы к занятиям. Тренер сообщает задачу урока и предлагает разминочные упражнения, которые подбираются так, чтобы способствовать лучшему усвоению учебного материала в основной части тренировки.

Подготовительная часть длится 15-20 мин.

Во второй — основной части тренировки используется ряд подготовительных и специальных упражнений для формирования, закрепления и совершенствования навыков в технических и тактических приемах игры. Развиваются физические и морально-волевые качества спортсменов. Вначале даются упражнения для изучения технических и тактических приемов, а затем для закрепления пройденного материала. В заключение проводится игра 2x2, 3x3 чел. и т. д. для усвоения пройденного материала.

Основная часть длится 60—90 мин.

В заключительной части тренировки снижается нагрузка на организм занимающихся и эмоциональное состояние упражнениями на расслабление, медленным бегом, ходьбой и т. д.

Подводятся итоги урока, делаются общие замечания спортсменам, даются индивидуальные задания на дом. Продолжительность заключительной части тренировки 5-10 мин.

Дополнением к занятиям по расписанию является самостоятельное проведение утренней гигиенической гимнастики, выполнение индивидуальных заданий по физической и технической подготовке.

Массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия проводятся в свободное от учебы (работы) время, в выходные дни, во время зимних и летних каникул в спортивных лагерях при активной поддержке и руководстве спортивных клубов, советов коллективов физкультуры, комсомольских и профсоюзных организаций.

Политико-воспитательная работа в группе согласуется с планами работы партийной, комсомольской и профсоюзной организаций коллектива, на базе которого она организована.

Учебно-тренировочный процесс в группах новичков планируется с учетом периодизации на учебный год. Первые соревнования проводятся в конце тренировочного сезона.

На втором году обучения планирование тренировочного процесса согласуется с календарем спортивно-массовых мероприятий и может быть выделено два цикла подготовки.

Для групп третьего года обучения, где предусмотрено приобретение опыта участия в соревнованиях, планируются направленные тренирующие воздействия не этапами в периодах, а микроциклами в пределах мезоциклов.

Классическая периодизация спортивной тренировки в годовом цикле учебно-тренировочного процесса включает три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период для групп новичков длится 2,5—3 месяца. При двух циклах подготовки для групп второго года обучения первый — подготовительный период длится не менее 2—2,5 месяца, а второй может оказаться длиннее или короче.

В нем выделяют три этапа:

  • этап общей (функциональной) подготовки — общая физическая подготовка с переходом к специальной физической и технической подготовке;
  • этап специальной подготовки направлен на дальнейшее повышение уровня развития физических качеств применительно к игре; техника и тактика отрабатываются в том виде, в каком они будут применяться в соревновательных условиях;
  • этап предсоревновательной подготовки предусматривает повышение специальной тренированности и умение переносить игровую нагрузку при хорошем самочувствии, что позволяет выполнять технические и тактические приемы с минимальными энергетическими затратами. Спортсмены сдают контрольные нормативы.

Соревновательный период начинается с участия в календарных играх. В процессе игр совершенствуется физическая, техническая, тактическая, психологическая подготовленность спортсменов и сыгранность команды.

Переходный период длится 10—12 дней и направлен на полное восстановление работоспособности организма занимающихся. Используются упражнения из других видов спорта.

Колос В. М. Баскетбол: теория, практика. - Мн.: Полымя, 1988. С. 3-6.