Во время учебно-тренировочных занятий, а тем более во время соревнований на психику легкоатлетов постоянно действуют различные внешние и внутренние раздражители, которые оказывают существенное влияние как на выполнение легкоатлетом технических приемов, так и на решение тактических задач.

Примерами таких раздражителей могут быть: необычность обстановки, в которой проходят соревнования, реакция зрителей, кажущееся необъективное судейство, нарушение взаимодействия метеорологические условия, отдельные предметы и люди. Все эти раздражители – внешние, которые существуют вне нас и действуют в той или иной степени на нашу психику.

Волевая подготовка легкоатлетов

Кроме этих, внешних раздражителей, могут быть и внутренние раздражители, а именно: самочувствие или общее состояние игрока во время тренировочных занятий и в период соревнований. Раздражители вызывают определенные субъективные переживания. Например, у игрока появляется сомнение в успехе выступления, нежелание продолжать борьбу, когда силы противника кажутся преувеличенными и т.д. Появление таких субъективных переживаний немедленно сказывается на действиях легкоатлетов, нарушается общая координация движений, рассеивается внимание.

Но не все легкоатлеты ведут себя одинаково при возникновении подобного рода трудностей. Некоторые из них смело и уверенно продолжают борьбу до конца. Они находят в себе силы и выдержку преодолеть все трудности, и даже в самых тяжелых условиях сохранить ясность ума, действовать смело и целеустремленно, т.е. в полной мере проявлять свои волевые качества.

Проявление и развитие воли спортсмена причинно обусловлено объективными условиями его деятельности, особенно теми, которые связаны с преодолением трудностей. Это общее положение имеет исключительно важное значение для теоретического и практического решения вопроса о волевой подготовке легкоатлетов.

Для формирования воли спортсменов необходимо создавать в процессе тренировки такие условия, которые требовали бы от них разнообразных волевых проявлений, и прежде всего самостоятельности и инициативности, решительности и смелости, выдержки и самообладания. При этом надо исходить из тех условий, в которых проводятся соревнования: в процессе тренировки путем подбора соответствующих средств и методических приемов следует создавать подобные и даже более сложные условия действий легкоатлетов.

В волевой подготовке легкоатлетов необходим особенно тщательный индивидуальный подход. Реализация его требует от тренера конкретного знания индивидуально-психологических особенностей каждого спортсмена: о направленности его личности, об особенностях темперамента, характера, стиля умственной деятельности, специальной (физической, технической, тактической) подготовленности и др.

Волевая подготовка легкоатлетов предусматривается и осуществляется круглогодично, а не в каком-либо периоде тренировки, и тем более, не только при подготовке к соревнованиям.

Контроль за ходом самопознания и самовоспитания легкоатлетов сосредоточен в руках тренера. В его особенности входит и организация усилий всего коллектива спортсменов, обучением и воспитанием которого он руководит, для того, чтобы самовоспитание личности и воли каждого из них стало делом не только его одного и самого тренера, но и всего коллектива.

Таким образом, для того, чтобы обеспечить волевую подготовку легкоатлетов, нужно, с одной стороны, выявить те трудности, с преодолением которых спортсменам приходится конкретно встречаться, а с другой – учесть субъективные переживания этих трудностей. В процессе спортивной тренировки следует постоянно создавать такого рода трудности и на преодолении их формировать волю легкоатлетов.

Итак:

1. Волевая подготовка – не самостоятельный раздел содержания спортивной тренировки: она осуществляется в процессе технической, тактической, физической, теоретической подготовки и в соревнованиях. В ходе соревнований шлифуется, совершенствуется, закрепляется то, что было достигнуто на тренировках. В то же время обнаруживаются и развиваются новые детали, новые грани волевых качеств.

 Воля развивается и проявляется в действиях, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Волевыми считаются только те действия, которые связаны с преодолением трудностей и препятствий (внешних и внутренних), встречающихся на пути к достижению цели.

Формирование умений преодолевать препятствия заключается в научении рационально пользоваться знаниями, умениями и навыками  в условиях, требующих проявления целеустремленности, настойчивости и упорства, решительности и смелости, инициативности и самостоятельности, выдержки и самообладания.

2. Для формирования волевых качеств у легкоатлетов необходимо в процессе тренировки создавать такие условия, которые требовали бы от спортсменов разнообразных волевых проявлений, и прежде всего самостоятельности и инициативности, решительности и смелости, выдержки и самообладания.

Для того, чтобы обеспечить волевую подготовку легкоатлетов, нужно, с одной стороны, выявить те трудности, с преодолением которых спортсменам приходится конкретно встречаться, а с другой – учесть субъективные переживания этих трудностей. В процессе спортивной тренировки следует постоянно создавать такого рода трудности и на преодолении их формировать волю легкоатлетов.

Для методики волевой подготовки легкоатлетов необходимо определить систему препятствий в технической, тактической, физической, теоретической подготовке, в соревнованиях и использовать их в процессе тренировки. Особенно важно выяснять и создавать неожиданные препятствия. Работа по учету и классификации неожиданных препятствий в соревнованиях может быть выполнена тренерами совместно со спортсменами.

Рекомендуемая литература

  1. Андреева В. В., Всеволодова Ю. В. Феномен преодоления в психологической подготовке спортсмена // Теория и практика физической культуры, 1999, № 10, с. 31–33.
  2. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры). М., Физкультура и с спорт , 1978. – 223 с.
  3. Богданова Д. Я, Горбунов Г. Д., Киселев Ю. Я., Смирнов Б. Н. Практические занятия по психологии (для студентов институтов физической культуры) / Под ред. А. Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 135 с.
  4. Вайцеховский С. М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 312 с.
  5. Виленский М. Я, Казанцев В. Н. Нравственно-волевое воспитание учащихся ДЮСШ: теория и практика // Физическая культура, 1999, № 1, с. 34–37.
  6. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 288 с.
  7. Горбунов Ю. Я. Сравнительная характеристика проявления волевой активности в различных видах легкой атлетики //  Теория и практика физической культуры, 2001, № 3, с. 33–35.
  8. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
  9. Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 39 с.
  10. Калин В.К. Экспериментальное изучение волевого усилия. – М., 1968.
  11. Келлер В.С., Сайчук Л.В. Регулирование психической напряженности – важнейшее условие целесообразного управления процессом достижения спортивной формы./ Теория и практика физической культуры, 1970, № 5.
  12. Коровин С. С., Кабачков В. А. Профессиональная физическая культура и формирование личности. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 1998. – 258 с.
  13. Кочетков А. П. Воспитание спортсменов в учебно-тренировочном процессе  // Теория и практика физической культуры, 2000, № 12, с. 37-38.
  14. Легкая атлетика / Под общ. ред. Д. А. Семенова. Учебное пособие для техникумов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 465 с.
  15. Легкая атлетика / Под ред. Е. М. Лутковского и А. А. Филиппова. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 368 с.
  16. Легкая атлетика / Сост. З. П. Синицкий. – Киев.: Здоровье, 1978. – 164 с.
  17. Легкая атлетика: Учебник для студ. пед. ин-тов по спец. "2114 Физическое воспитание" / Под ред. А. Н. Макарова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 304 с.
  18. Легкая атлетика. Учебник для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. / Под ред. А. Н. Макарова. – М.: Просвещение, 1974. – 351 с.
  19. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
  20. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. –– М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  21. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. и др. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
  22. Озолин Н. Г. Путь к успеху. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 112 с.
  23. Озолин Н.Г. Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена. – М., Физкультура и спорт, 1958. – 47 с.
  24. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М. Я. Набатниковой. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  25. Павлов И.П. Полн.собр.соч., т. 4. – М.-Л., Изд-во АН СССР, 1951.
  26. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В. М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367 с.
  27. Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте. В сб.: Психология и современный спорт. – М., Физкультура и спорт, 1973.
  28. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 88 с.
  29. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 216 с.
  30. Рудик П. А. Актуальные проблемы психологической подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1970, № 10.
  31. Сеченов И. М. Избр.произв. Изд-во АН СССР, 1952, с.252-256.
  32. Смирнов Б. Н. Психологические механизмы эмоционально-волевой саморегуляции в спорте // Теория и практика физической культуры, 1999, № 12, с. 28–32.
  33. Смирнов Б. Н., Чашина Г.А. Психологическая регуляция двигательной деятельности в условиях опасности и нарастающего утомления. В сб.: Вопросы психологии спорта. – Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1975.
  34. Тиссен П. П., Коровин С. С., Стародубцев Г. В. Технология научно-исследовательской деятельности студентов (Теоретические и прикладные аспекты): Учебно-методическое пособие для студентов факультета физической культуры и спорта.– Оренбург: Издательство ОГПУ, 2000. – 156 с.
  35. Филин В. П., Бабаков А. И., Степанов Г. И. и др. Теория и практика самовоспитания школьников-спортсменов // Физическая культура, 1997, № 3, с. 23–26.

© www.fizkulturaisport.ru 2012