"Воля, – писал И. М. Сеченов, –  не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, – это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения" [1].

Воля – продукт условнорефлекторной системной деятельности коры головного мозга, ведущую роль в которой играют  "второсигнальные [2] управляющие импульсы" (И. П. Павлов, Е. И. Бойко, Н. И. Чуприкова). Значение воли в жизни и деятельности человека заключается в том, что она позволяет человеку управлять собой. Особенно отчетливо это обнаруживается тогда, когда перед человеком возникает необходимость преодоления препятствий различной степени трудности.

Проявления воли всегда связаны с определенными мотивами, т.е. с теми внутренними побуждениями, из которых исходит человек в своих действиях и поступках. Особую силу мотивы приобретают тогда, когда они становятся и личностно значимыми для спортсмена.

Действия в процессе которых проявляется и развивается воля, называются волевыми действиями. Они – особый вид произвольных, т.е. сознательно регулируемых действий человека. Основной признак волевых действий заключается в том, что они связаны с преодолением препятствий различной степени трудности.

Препятствия – это многообразные предметы и явления природы или общественной жизни, с которыми человек вступает во взаимоотношения и которые становятся помехой для достижения цели.

Для спортсмена препятствиями являются объективные условия внешней среды и деятельности в каждом виде спорта, мешающие достижению цели. Ими могут стать: техника упражнений, особенности спортивного зала, снарядов, тактика спортивной борьбы и др. Но препятствиями становятся и объективные изменения внутренней среды организма спортсмена, возникающие чаще всего под влиянием внешних условий деятельности и также мешающие достижению цели. Ими могут быть высокая интенсивность возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе спортсмена, характерная для состояния стартовой лихорадки и стартовой апатии, изменения в функционировании различных органов и систем, связанные с возникающим и развивающимся утомлением и др. Это – препятствия внутренние.

Причиной возникновения препятствий, как правило, служит наличие относительного несоответствия возможностей спортсмена (с точки зрения его физической, технической, тактической, теоретической и психологической, в частности волевой, подготовленности) объективным условиям деятельности.

Внешние препятствия и внутренние препятствия находятся в постоянном взаимодействии. Как правило, внутренние препятствия возникают вследствие воздействия препятствий внешних.

В результате взаимодействия внешних и внутренних препятствий как явления вторичные у спортсменов возникают многообразные психические состояния и реакции. В одних случаях они проявляются в виде стенических эмоций и повышенной интеллектуальной активности, стимулирующих проявления воли. Это – положительные, благоприятно влияющие на деятельность спортсмена реакции. Но совсем нередко могут проявляться в виде неблагоприятных состояний – растерянности, страха, отчаяния, апатии и др., или в виде конфликтных состояний морально-этического и иного типа. Такие реакции становятся дополнительными помехами, еще более осложняющими процесс преодоления препятствий. И спортсмену для того, чтобы преодолеть внешние препятствия, необходимо прежде всего устранить, снять эти неблагоприятные психические реакции путем урегулирования возникших неприятных изменений во внутренней среде организма (т.е. путем преодоления или смягчения" внутренних препятствий, следствием которых и являются эти психические реакции).

Спортивная деятельность в любом виде спорта для каждого спортсмена насыщена препятствиями различной степени трудности. Встреча с ними и преодоление их являются совершенно необходимым, обязательным условием проявления и развития воли, особенно тогда, когда процесс этот протекает не стихийно, а регулируется и тренером (учителем), и самим спортсменом (учеником).

Интеллектуальная активность, высокие нравственные чувства и умения преодолевать препятствия – три обязательных компонента в структуре воли спортсмена, проявления ее в волевых действиях.

Если препятствия различной степени трудности служат обязательным объективным условием проявлений воли, то специфическим их механизмом является волевое усилие. В. К. Калинин, один из наиболее компетентных специалистов в этом вопросе, характеризует его следующим образом:

"Волевое усилие  – это активное проявление сознания, направленное на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствий" [3]. Субъективно волевое усилие переживается как напряжение разной интенсивности и длительности, достигающее в ряде случаев высочайшего уровня. Оно может сочетаться с напряжением физическим, но возникает нередко и при отсутствии последнего. Во всех случаях переживание волевого усилия является следствием того нервного труда, который затрачивается на преодоление препятствия. Возникновение же самого препятствия нарушает слаженное течение корковых нервных процессов и создает трудные условия для деятельности нервной системы и психики.

Такого рода трудные условия и возникают при наличии относительного несоответствия возможностей спортсмена (кратковременного или длительного) условиям и требованиям деятельности. Они и являются по существу теми внутренними препятствиями, которые прежде всего и приходится преодолевать усилием воли, используя тот аппарат второсигнальных – речемыслительных управляющих импульсов, о котором шла речь выше. Проявить волевое усилие, преодолевая препятствия различной степени трудности, это значит прежде всего преодолеть. превозмочь самого себя, т.е., как выражаются в спорте, действовать "через не могу", "через не хочу", "через не выдержу".

http://fizkulturaisport.ru 2012



[1] И. М. Сеченов. Избр. произв. Изд-во АН СССР, 1952, с. 252.
[2] Словесные – в форме немых слов или внешней речи.
[3] Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. – Л., 1977, с. 15.