В процессе физического воспитания и в процессе занятий каждым видом спорта воля развивается. Ее развитие имеет два направления – общее и специализированное.

Общее развитие воли заключается во всестороннем развитии волевых качеств, позволяющем человеку, преодолевая самые разнообразные препятствия различной степени трудности, проявлять себя волевым не только при занятиях различными видами спорта, но и в самых разнообразных областях трудовой, учебной и другой деятельности.

Специализированное развитие воли характеризуется развитием, совершенствованием волевых качеств в определенных структурах, обусловленных специфическими для каждого вида спорта препятствиями и в такой мере, которая позволила бы преодолеть максимально высокую степень их трудности.

Общее и специализированное развитие воли взаимосвязаны между собой, и первое служит основанием, базой для второго (А. Ц. Пуни, 1977).

Проявление воли так же, как и процесс ее развития, у каждого человека, у каждого спортсмена имеет свои особенности. Они обусловлены своеобразием уже пройденного жизненного пути, вытекают из индивидуального своеобразия личности и связаны с ее направленностью, типологическими различиями нервной системы (темпераментом), стилем деятельности, моральными принципами, уже сложившимися вариациями волевых качеств, имея в виду относительно сильные и отстающие признаки в их развитии и т.д.

Развитие воли и заключается в том, чтобы, ориентируясь на индивидуальное своеобразие личности, еще больше отшлифовать сильные признаки волевых качеств и, по возможности, довести до их уровня отстающие, а в целом – достигнуть устойчивого проявления волевых качеств при встрече с многообразными препятствиями. Такое устойчивое проявление волевых качеств свидетельствует о том, что они становятся чертами характера. Это позволяет считать процесс развития воли в определенной мене и процессом характерообразования личности.

Воспитание воли как одна из сторон характерообразования – процесс длительный и сложный. Чем в более раннем возрасте он будет педагогически организован, тем большего успеха можно достичь в формировании личности человека, спортсмена в частности. Это очень важно иметь в виду, учитывая все более ранний возраст приобщения детей к систематическими занятиями различными видами спорта.

Проявление и развитие воли теснейшим образом связаны со специальными видами подготовленности спортсмена – технической, тактической, физической. Положительная зависимость между волевыми и другими сторонами подготовленности спортсмена была установлена Ю. П. Мальцевым (1967). По его данным, коэффициент корреляции между показателями развития у них волевых качеств и технической подготовленности равен 0,91, тактической подготовленности – 0,63, физической подготовленности – 0,70 при очень высокой (0,01) достоверности этих коэффициентов.

Ведущую роль в управлении процессом волевой подготовки играет тренер. Однако он никогда не должен думать за спортсмена, а наоборот – всемерно развивать самостоятельность его мысли и действий, заставляя находить выход из любого положения, решать любые теоретические и практические, жизненные и спортивные задачи. Направлять такую самостоятельность, оказывать необходимую поддержку, помощь деловой и благожелательной критикой – первейшая обязанность тренера.

Исключительное значение в волевой подготовке имеет самовоспитание воли, самовоспитание спортсмена в целом. Это процесс работы человека над собой, над своим собственным физическим и духовным совершенствованием, основанный на знаниях о себе самом – самопознании.

Литература

  1. Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 39 с.
  2. Коровин С. С., Кабачков В. А. Профессиональная физическая культура и формирование личности. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 1998. – 258 с.
  3. Кочетков А. П. Воспитание спортсменов в учебно-тренировочном процессе  // Теория и практика физической культуры, 2000, № 12, с. 37-38.
  4. Озолин Н.Г. Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена. – М., Физкультура и спорт, 1958. – 47 с.
  5. Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте. В сб.: Психология и современный спорт. – М., Физкультура и спорт, 1973.
  6. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 88 с.
  7. Рудик П. А. Актуальные проблемы психологической подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1970, № 10.
  8. Смирнов Б. Н. Психологические механизмы эмоционально-волевой саморегуляции в спорте // Теория и практика физической культуры, 1999, № 12, с. 28–32.
  9. Смирнов Б. Н., Чашина Г.А. Психологическая регуляция двигательной деятельности в условиях опасности и нарастающего утомления. В сб.: Вопросы психологии спорта. – Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1975.
  10. Филин В. П., Бабаков А. И., Степанов Г. И. и др. Теория и практика самовоспитания школьников-спортсменов // Физическая культура, 1997, № 3, с. 23–26.

© www.fizkulturaisport.ru 2011