Мотивы — это личностные побуждения, исходя из которых человек, в данном случае спортсмен, принимает решение участвовать в соревновании, вести борьбу за достижение соревновательной цели. Но если целью определяется, что должен делать человек, к достижению чего он стремится, то мотивами характеризуются причины этого стремления.

 

Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению.

Мотивы, как и цели, — мощные, регулирующие деятельность, психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов заключается в том, что они воздействуют на... волю. Воля же, по И. М. Сеченову, — деятельная сторона разума и моральных чувств, управляющая человеческими действиями и поступками «во имя того или другого, часто наперекор даже чувству самосохранения» (Сеченов, 1952, с. 256).

Таким образом, регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели.

Мотивами участия в соревнованиях являются побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели. Мотивами могут быть и побуждения, имеющие только личное значение для спортсмена. Лучше всего, если то и другое совпадают, т. е. если общественное значение достижения цели становится и лично значимым для спортсмена. Такого рода цели и мотивы повышают интерес к предстоящему соревнованию, способствуют созданию увлеченности и процессом подготовки к нему и спортивной борьбой в ходе соревнования, развертыванию творческих сил спортсмена, страстному стремлению достигнуть намеченной цели. Действенность такого рода мотивов была показана в специальных исследованиях К. П. Жарова, А. Ц. Пуни, Ю. Ю. Палайма, Э. Василевски, А. П. Поварницына и др. Ю. Ю. Палайма, в частности, установил, что даже в случаях, когда уверенность в желаемом исходе соревнования бывает пониженной, высокие мотивы (и цели) сохраняют свою активирующую силу. Каковы же эти высокие мотивы, приводящие советских спортсменов к спортивным победам, равным гражданскому подвигу? Лучше всего предоставить ответ на вопрос тем, кто совершал такие подвиги.

Победителям 100-километровой командной велогонки на XXI Олимпийских играх в Монреале (1976) был задан вопрос: «О чем вам думалось, когда в небо по флагштоку стал подниматься советский флаг?». Вот ответ одного из членов команды В. Чаплыгина: «Я думал, что... в далекой-далекой от Монреаля Курской больнице, где работают мои мать и отец, узнают о нашей победе, узнают наши тренеры и друзья. И я еще подумал: ведь это ж мы для вас, для всех сделали».

А на вопрос «Что побуждало Вас к победе?» чемпион XXI Олимпийских игр, самый сильный человек в мире, прославленный В. Алексеев сказал: «Знал, что этой победой будет гордиться Родина, весь наш народ».

Вот в чем кроется великая сила мотивации, глубинный — психологический и высоконравственный смысл мотивов, сообщающих отнюдь не биологический импульс силы всем действиям и поступкам, всей идейно направленной деятельности советских спортсменов.

В последние десятилетия, особенно в зарубежных исследованиях по психологии спортивной деятельности и в работах некоторых советских психологов, большое внимание уделяется изучению «мотивации достижений».

Основной смысл этих исследований сводится к выяснению ведущего из двух мотивов участия спортсменов в соревновании: победить или избежать поражения.

Самое существенное, что показали такие исследования, выражается в достижении успеха спортсменами, имевшими исходный мотив — победить, и, как правило, в неблагоприятном исходе соревнования для тех, кто руководствовался мотивом — избежать поражения. В этом имеется определенный практический смысл для решения вопроса о целесообразности участия того или иного спортсмена в соревновании. В глубинном же психологическом плане такое решение вопроса не приносит пользы, так как не дает ответа на вопрос: почему одни спортсмены руководствуются мотивом победить, другие же — избежать поражения. Не приносит пользы ни для психологической теорий спортивной деятельности, ни для практики актуализации и формирования мотивов выступления в соревнованиях. Эти вопросы требуют дальнейшей специальной глубокой разработки.

Мотивы, как и цели, формируются, закрепляются, изменяются, угасают или актуализируются под влиянием объективных условий жизни, деятельности, организованного процесса обучения и воспитания людей. Все это имеет место и в спорте. Конечно, на протяжении многолетней тренировки и участия в соревнованиях у спортсменов создается определенная мотивация их деятельности, т. е. определенная совокупность мотивов, побуждающая вести соответствующий образ жизни, систематически и упорно работать над собой, участвовать в бесчисленных соревнованиях.

И все же в процессе психологической подготовки к каждому соревнованию необходимо бывает из всей, подчас объемной совокупности мотивов, выбрать и актуализировать один или несколько наиболее значимых и адекватных цели именно данного соревнования. В ряде случаев возникает необходимость сформировать и новый мотив, включив его в состав уже существующих и, тем самым, сообщив как бы новый, дополнительный стимул, активирующий силу такого могущественного психологического механизма регуляции соревновательной деятельности спортсмена или команды, каким является мотивация в единстве с целеосуществлением.