Владение собой, своими действиями, переживаниями, чувствами, поступками, обладание способностью и умением сознательно регулировать свое поведение в экстремальных условиях характеризуют одно из ценных моральных и волевых качеств — самообладание. Это качество, как и другие волевые черты личности, развивается в процессе жизни и деятельности человека. Воспитание и самовоспитание этого качества требует понимания ряда психологических особенностей и закономерностей самоконтроля и саморегуляции. Сознательное управление собой, своим поведением, своими действиями характеризуется многими психологическими особенностями.

Важнейшие из них заключаются в том, что человек может:

  1. преднамеренно, по собственной воле, пользуясь словесным, т. е. второсигнальным, раздражителем, вызывать то или иное действие, произвольно выполнять движение, начинать действовать. Мы можем преднамеренно вызвать у себя определенное представление или начать думать об известном объекте, можем произвольно направить, сосредоточить или переключить свое внимание; произвольно запомнить или воспроизвести в сознании то, что воспринималось раньше;
  2. произвольно или по собственному желанию задерживать или прекращать начатое движение или действие, психические процессы представления, памяти, воображения, мышления;
  3. сознательно поддерживать, сохранять нужную для решения той или иной задачи активность деятельности (например, удерживать напряженность внимания, когда это необходимо; наблюдать какое-либо явление нужный период времени; выполнять двигательные действия даже при усталости).

Большие трудности возникают при контроле за собственными эмоциональными состояниями. Эмоциональные переживания отношений человека к внешним явлениям и собственной деятельности, эмоцинальные состояния и реакции далеко не всегда доступны полному сознательному контролю и управлению. Часто, даже осознавая их, мы все же не можем подчинить их нашей воле.

Следя за своим поведением, человек способен заметить, что у него возникло то или иное чувство или эмоциональное состояние. Но он не может по одному лишь желанию вызвать его, подобно тому, как он может управлять своими представлениями, вниманием, мыслями, а также движениями. От воли человека не зависит появление или сохранение того или иного чувства. Очень трудно подавить или прекратить возникшую эмоцию и лишь в известной мере можно задержать внешнее проявление эмоций (например, сдержать радость, скрыть тревогу). Для того чтобы подавить возникшую эмоцию, требуются более длительные усилия или изменения объективных условий, вызвавших эмоцию, изменение личного отношения к определенному пилению.

Как отмечает в специальном исследовании П. М. Якобсон, человек не владеет и интенсивностью своих чувств. Если чувство ослабевает или исчезает, невозможно укрепить его путем произвольно вызванного повторения, подобно тому как поступает человек, чтобы избежать забывания знаний. Даже твердое желание освободиться от определенного чувства, понимание его ненужности или тяготение им не ведет к его исчезновению. Бывает, что человек хотел бы избавиться от чувства, например, страха, смущения, любви, но не в силах сделать этого сразу. Вместе с тем чувства или эмоциональные состояния могут возникнуть у человека неожиданно, непредвиденно. И, кроме того, не всегда мы можем полностью осознать наши эмоциональные состояния или сложные чувства.

Следует сказать также, что эмоции отличаются от познавательных процессов (представления, воображения, мышления) непосредственным характером своего возникновения. Они возникают под воздействием внешних или внутренних раздражений непреднамеренно, как акт первичного переживания. В этом отношении эмоции сходны с ощущениями и восприятиями. Однако это качественно различные процессы. С другой стороны, если ощущения и восприятия прекращаются вместе с прекращением непосредственного воздействия внешнего объекта, то эмоции, напротив, характеризуются большой инерцией процесса последействия. Да и возникают они (особенно сложные чувства) не всегда сразу в ответ на определенные воздействия.

Так, спортсмен, добившийся хорошего результата на соревновании, может испытывать ликующую радость победы не сразу после финиша, а спустя некоторое время, и затем переживать длительное время, даже если уже готовится к новым соревнованиям. Нередко бывает, что пережитое чувство прочно связывается с определенными внешними условиями и приобретает стойкий и даже навязчивый характер, неизменно возникая при аналогичных условиях (эмоциональные реакции страха после пережитой спортсменом неудачи или травмы).

Непреднамеренность возникновения эмоций, непосредственный характер переживаний, инертность и стойкость, часто навязчивость и автоматичность ряда эмоциональных реакций (страха, смущения, неуверенности), а также сложности их осознавания значительно затрудняют разработку приемов сознательного овладения своими эмоциями, развитие самообладания.

Означает ли это, что эмоции вообще недоступны для сознательного регулирования? Изучение и обобщение опыта лучших спортсменов показывает, что это не так.

Для того чтобы правильно управлять своими эмоциями, развить качество самообладания, т. е. умения владеть собой, своими эмоциональными проявлениями, необходимо учитывать важнейшие особенности сложной структуры человеческих эмоций. Анализ разнообразных эмоциональных проявлений позволяет установить, что в общую структуру психических состояний спортсменов включаются: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Все эти компоненты эмоций взаимосвязаны, возникают и протекают в комплексе сложных психических состояний и отношений, касающихся лично данного человека.

Эмоциональные состояния представляют собой комплексные, интегральные психофизиологические явления, при которых кроме реакций секреторного и двигательного характера возникают многообразные изменения в протекании процессов, управляемых корой мозга (ощущения, восприятия, представления, мышление, воображение, внимание, память). Например, состояние страха характеризуется изменениями не только в деятельности вегетативных функций (дыхание, сердечно-сосудистая, эндокринная системы), но и в функциях высшей нервной деятельности, что проявляется в торможении речи, расстройстве сознательного самоконтроля и т. п.

Хорошо известна меткая народная поговорка «у страха глаза велики». И действительно, у человека в состоянии страха восприятия и представления приобретают тенденциозную эмоциональную окраску, наблюдается склонность к преувеличению мнимой опасности, сужается объем внимания, появляется растерянность. Весь этот сложный комплекс субъективных явлений переживается как определенное состояние, в котором проявляется взаимодействие различных функций и психических процессов, возникающих в различных объективных ситуациях, при определенных особенностях суммарной деятельности всей нервной системы данной личности.

По определению Н. Д. Левитова, эмоциональные состояния представляют собой целостную психическую деятельность за определенный период времени, характеризующийся своеобразием психических процессов и поведения в зависимости от отражаемых предметов, явлений действительности, предшествующего психического состояния и психических свойств личности.

По результатам многих исследований, эмоциональные состояния оказывают прямое влияние на работоспособность спортсмена. Поэтому тренеру важно знать, в каком эмоциональном состоянии спортсмен приходит на соревнование. Если он переживает состояние неуверенности, страха перед сильными соперниками, излишнее волнение, эмоциональное напряжение, то его результаты ухудшаются, снижаются показатели скорости реакций, точности и качества выполнения действий, снижается требуемый ритм двигательной деятельности (О. В. Дашкевич, В. Л. Марищук, Ю. Ю. Палайма, В. М. Писаренко, О. В. Черникова, Г. X. Шингаров и др.).

Эмоциональные состояния, как было уже сказано, возникает непреднамеренно. Мы не можем по одному своему желанию вызывать у себя и переживать эмоциональный подъем или уверенность, не можем произвольно изменить себе плохое настроение или другое эмоциональное состояние. Управлять им можно только после осознания этого состояния, у нас возникает оценочное отношение к самому себе, своему поведению, к проявлению своих эмоций. Только после этого может быть найден путь к изменению и формированию желательного состояния определенными приемами или способами.

Основной особенностью эмоциональных отношений является осознаваемая мотивированная направленность на определенное явление, с которым связано эмоциональное переживание. Эмоциональные отношения выражаются в эмоциональной мотивации поступков и действий. У спортсмена возникает, например, такое эмоциональное отношение, как чувство гордости за свой коллектив, когда он осознает общественное значение достигнутой победы, завоеванного высокого результата или совершенного поступка. Механизм возникновения подобных эмоциональных отношений, связанных с оценкой, значительно сложнее непроизвольно возникающих эмоциональных реакций и состояний. Основой эмоциональных отношений являются сложные социальные взаимоотношения человека в данном обществе или коллективе. Эмоциональные отношения играют роль мотивов поведения наряду с мотивацией идейной, моральной, интеллектуальной, с мотивами привычек, интересов, склонностей.

Особенно большое активизирующее значение эмоциональная мотивация деятельности и поступков имеет в случае, если имеет место преодоление трудностей и препятствий во время спортивных состязаний.

Максимальные усилия, направленные на достижение поставленной цели, спортсмен может проявить только при определенном эмоциональном отношении к стоящим перед ним целям и задачам.

В зависимости от характера эмоционального отношения человека к определенному явлению у него возникают соответствующие эмоциональные реакции и эмоциональные состояния. Они, как относительно более простые компоненты сложных человеческих чувств, подчинены эмоциональным отношениям человека. Таким образом, ведущими компонентами воздействия эмоций на выполняемую человеком деятельность являются не эмоциональные реакции и состояния, а эмоциональные отношения к явлениям действительности.

Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. — М.: ФиС, 1980. - С. 55-62.