Психология физического воспитания и спорта — одна из самых молодых отраслей психологической науки. Она изучает закономерности проявления и развития психики, формирования психологии деятельной личности в специфических условиях физического воспитания и спорта. К физическому воспитанию и спорту приложимы все категории, характеризующие психологическую структуру профессиональной деятельности людей: ее идейная направленность, потребности, цели, мотивы, средства, продукт (результат). Однако в психологической структуре многообразных видов деятельности, в том числе физического воспитания и спорта, существует нечто общее, но существуют и различия.

Условия, отличающие физическое воспитание и спорт от других видов деятельности, существуют объективно. Физическое воспитание и спорт, как всякая другая деятельность, предметны. Предмет их специфичен. Им является сам человек, занимающийся физической культурой и спортом. Он сознательно овладевает движениями своего тела, перемещениями его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. Он развивает необходимые для этого физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и в то же время совершенствует психические процессы, психические состояния и свойства личности. Он развивает свои способности к конкретным видам упражнений и видам спорта. Он учится общаться с другими людьми и управлять самим собой в условиях взаимного содействия и противодействия. Во всем этом он стремится познавать самого себя с целью самосовершенствования физического, духовного, профессионального, спортивного. Таким образом, можно выделить следующие специфические условия спортивной деятельности:

Первое специфическое условие деятельности в физическом воспитании и спорте заключается в том, что предметом ее является сам занимающийся, самостоятельность его мыслей и действий. В то же время человек, занимающийся физической культурой и спортом, является предметом деятельности и дел других людей: преподавателей физической культуры, тренеров, спортивных судей, партнеров по коллективу, спортивных противников и др. Все они учат его технике физических и спортивных упражнений, спортивной тактике, заботятся о его идейном и нравственном воспитании, о развитии его двигательных и других способностей, содействуют или противодействуют в соревновательной борьбе.

Второе специфическое условие относится только к спорту. Оно заключается в том, что сущностью спорта является соревнование. Без соревнования нет и спорта. Пользуясь философским термином, можно сказать, что соревнование — атрибут, т. е. неотъемлемый признак спорта. Психологически оно характеризуется стремлением к достижению все более и более высокого спортивного результата в регламентированных правилами условиях борьбы с другими людьми.

Третье специфическое условие деятельности в физическом воспитании спортсменов экстра-класса и в профессиональном спорте высших достижений — необычные по интенсивности и длительности физические и психические напряжения. Необычны они потому, что превышают границы повседневных напряжений, нередко бывают околопредельными и даже предельными для организма и психики спортсменов. Но они совершенно неизбежны и необходимы в физическом воспитании и тем более в спорте. Это связано с решением задачи укрепления здоровья, повышения работоспособности, развития физических и психических качеств — словом, разносторонним физическим и духовным совершенствованием человека, а в спорте — с повышением тренированности и ростом спортивных результатов. Нужно иметь в виду еще два возможных эффекта такого рода напряжений. Систематическое и разумное использование необычных напряжений в физическом воспитании и спорте приводит к тому, что они становятся привычными, превращают в потребность занятия физической культурой и спортом. Это, несомненно, положительный эффект. Несистематическое и неразумное использование подобных напряжений приводит к перенапряжению разной степени, вплоть до такого, когда необходимы врачебная помощь и специальное лечение. Это эффект отрицательный, противоречащий оздоровительному назначению физической культуры и спорта.

Четвертое специфическое условие деятельности в физическом воспитании и спорте — ее продукт (результат). В спорте, кроме того, специфическим продуктом деятельности служит спортивное достижение. Оно нередко бывает рекордным, несмотря на различный масштаб (начиная от достижений в соревнованиях по многоборью ГТО и кончая мировыми и олимпийскими рекордами).

Таковы общие специфические условия деятельности в физическом воспитании и спорте. Они определяют возможности и особенности психического развития людей, занимающихся физической культурой и спортом. Известное влияние оказывают также специализированные условия деятельности в каждом конкретном виде спорта.

Пуни А. Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта // Психология: Учебник для техникумов ФК. — М.: ФиС, 1984. — С. 157-161.