Система физического воспитания детей и подростков предусматривает ежедневное выполнение утренней гимнастики, проведение уроков физкультуры по специальной государственной программе в сетке учебных часов и занятия физкультурой и спортом во внеурочное время в кружках, секциях, детских спортивных школах и спортивных обществах.

Утренняя гимнастика (зарядка) для детей младшего школьного возраста состоит из 5-6, а для среднего и старшего школьного возраста из 8-10 упражнений. В комплекс утренней гимнастики включают потягивания, несколько упражнений для мышц туловища (сгибания вперед, прогибания назад, отведения влево и вправо, повороты и круговые движения), плечевого пояса и нижних конечностей, прыжки или бег и успокаивающие движения (ходьба). Каждое упражнение повторяют 3-8 раз. На прыжки или бег отводят 30-40 с. При выполнении упражнений особое внимание обращают на правильное дыхание.

Утренняя гимнастика проводится тотчас после подъема в хорошо проветриваемом помещении. Целесообразно утреннюю гимнастику сочетать с воздушной ванной, для чего рекомендуется все упражнения выполнять в полуобнаженном виде (трусы, майка-безрукавка, тапочки). Гимнастика заканчивается водными процедурами. Утренняя гимнастика помогает преодолеть сонливость и быстрее включиться в работу. Кроме того, она оказывает общее оздоровительное действие.

Рекомендуется на каждую 1-2 недели готовить два комплекса утренней гимнастики, с тем, чтобы в понедельник, среду и пятницу выполнять упражнения одного из этих комплексов, а во вторник, четверг, субботу и воскресенье – другого. Упражнения, составляющие комплекс, выполняют в такой, например, последовательности:

Потягивание. Способствует формированию правильной осанки, улучшает деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Эти упражнения укрепляют мускулатуру, увеличивают подвижность в суставах.

Упражнения, укрепляющие мышцы туловища, создающие "мышечный корсет", предупреждающие нарушения осанки.

Повороты и вращения туловища. Эти упражнения увеличивают гибкость позвоночника, предупреждают сутулость.

Упражнения для ног. Укрепляют мышцы, увеличивают подвижность костей в суставах, улучшают кровообращение.

Прыжки и бег. Укрепляют мускулатуру нижних конечностей, улучшают кровообращение, дыхание, обмен веществ.

Ходьба в течение 1-1,5 минуты с постепенным замедлением темпа.

Следует предостерегать ребенка от того, чтобы он, начав только выполнять по утрам зарядку, пытался сразу "добиться результатов" в приседании, отжимании и т.д. Сдвиги будут не раньше, чем через несколько месяцев, но они будут обязательно, если, не пропуская ни одного дня, упорно выполнять упражнения, постепенно наращивая нагрузку.

Уроки физической культуры – основная форма физического воспитания в школе. Они проводятся во всех классах средней школы и других средних учебных заведениях по специальной программе 2 раза в неделю; продолжительность урока 45 минут. Сдваивать уроки физической культуры не рекомендуется. Исключение могут составить только те уроки, на которых проводится лыжная подготовка или занятия по плаванию.

Уроки физической культуры переключают учащихся с умственной работы на физическую и служат хорошим средством для восстановления их работоспособности. Лучше всего урок физической культуры ставить в середине учебного дня.

На уроке физической культуры должны решаться оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Общепринятая схема урока состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть урока (5-7 мин) имеет целью организовать учащихся для занятий физическими упражнениями, активизировать функции всех органов и систем. В этой части урока используются строевые упражнения, ходьба, бег, прыжки, подготавливающие организм к основной части урока.

Основная часть урока (35 мин) служит для выработки и развития основных физических качеств: скорости, силы, выносливости, ловкости, формирует двигательные навыки и умения. Средствами основной части урока являются ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, упражнения на гимнастических снарядах, подвижные и спортивные игры. В основной части урока могут разучиваться упражнения для утренней гимнастики и физкультурной паузы.

Заключительная часть урока (3-5 мин) служит для приведения организма в относительно спокойное состояние, для подведения итогов занятия. Урок физкультуры заканчивается рядом медленно выполняемых упражнений и ходьбой, которые успокаивают организм (уменьшается частота дыхания и пульса).

При проведении урока должны учитываться анатомо-физиологические и половые особенности учащихся, их подготовленность к занятиям. При упражнениях на силу, выносливость и скорость нормы для девочек снижаются, ограничиваются также упражнения в висах, лазаниях и упорах, исключаются упражнения в прыжках с высоты на твердую поверхность.

Учитывая, что подростки склонны переоценивать свои силы и возможности, следует строго дозировать их физическую нагрузку и не давать много силовых упражнений, так как это может неблагоприятно отразиться на росте и функциональном состоянии сердечно-сосудистой, костной и других систем организма.

Уроки физкультуры проходят в специальных залах или на открытом воздухе и строятся по принципу постепенности, последовательности и систематичности. Более интенсивная физическая нагрузка чередуется с отдыхом или с менее интенсивной нагрузкой. К максимальной физической нагрузке, которая дается во второй четверти урока (в начальных классах – подвижные игры, в средних и старших классах – упражнения на снарядах), организм детей и подростков постепенно подготавливается упражнениями с возрастающей нагрузкой.

Уроки физкультуры, правильно организованные и проводимые при оптимальном воздушно-тепловом режиме помещений и постоянном притоке в эти помещения наружного воздуха, повышают работоспособность, способствуют физическому развитию детей и подростков.

На уроках физкультуры педагог требует от учащихся выполнения правил личной гигиены, чистоты тела и опрятности костюма; знакомит учащихся с правилами применения закаливающих процедур и солнечных ванн, а также с правилами проведения туристических походов, участия в соревнованиях и подготовки к ним.

Ежедневный спортивный час (динамическая пауза) рассматривается как органическая часть системы физического воспитания. Организуется для учащихся школ (классов) и групп продленного дня.

Физкультурные "минутки" – физические упражнения, выполняемые в течение 2-3 минут на всех уроках с целью предупреждения наступающего утомления и повышения работоспособности.

Физкультурные кружки и спортивные секции. Целесообразность занятий спортом в школьном возрасте не подлежит сомнению. Спорт расширяет возможности всестороннего физического развития растущего организма, позволяет совершенствовать физиологические функции и способствует укреплению здоровья.

Занятия подростков в физкультурных кружках и спортивных секциях вне учебного плана строятся с соблюдением тех же принципов постепенности, последовательности и систематичности и проводятся не более двух раз в неделю продолжительностью от 1 до 1,5 ч. В этих кружках и спортивных секциях учащиеся совершенствуют общую физическую подготовленность и специализируются в определенном виде спорта.

В ДЮСШ тренировочные занятия составляют в группах начальной подготовки 6-8 часов в неделю при продолжительности одного занятия не более двух академических часов, а в учебно-тренировочных – до 20 часов в неделю при продолжительности одного занятия не более четырех академических часов. Во время каникул для учащихся-воспитанников ДЮСШ организуются спортивно-оздоровительные лагери. Срок пребывания в них установлен – 12 дней зимой и 26 дней летом. Дважды в день (ежедневно) проводятся учебно-тренировочные занятия, затем занятия и тренировки по индивидуальным планам, восстановительные мероприятия.

www.fizkulturaisport.ru