Физическое воспитание в Древнем Риме преследовало чисто практические цели. Оно носило преимущественно военно-прикладной характер и в этом смысле было похоже на спартанское, т.е. представляла собой военно-физическое воспитание.
До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства, владению оружием, заботился о воспитании у него таких высокоценимых в Риме качеств, как преданность Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). Получив воспитание в семье, в школах и достигнув 16— 17-летнего возраста, римские юноши вступали в армию.
Система военно-физического воспитания воинов отличалась своим совершенством. Название «войско» происходит от слова «упражнение», а термин «легион» — от слова «отбирать». Римляне, которым было поручено отбирать воинов, с большой ответственностью и старанием выполняли эти обязанности. Молодые воины и новобранцы рано утром и после полудня упражнялись в применении всех видов оружия. Более взрослые и уже обученные воины упражнялись один раз в день.
Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с применением чучел, боевые упражнения с палками, обучение прыжкам при нанесении ударов, умение в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, метание копий в чучело, стрельба из лука и метание с помощью пращи в цель, метание специальных боевых свинцовых шаров. Воины часто рубили лес, носили различные тяжести, преодолевали препятствия, плавали, совершали марши в полном походном снаряжении.
Римский военный теоретик и историк Вегеций писал: «...Ибо насколько хорошо обученный воин жаждет сражения, настолько необученный боится его. В конце концов нужно признать, что в битве выучка приносит больше пользы, чем сила: если воин не обладает искусством владения оружием, нет никакой разницы между воином и простым деревенским жителем...». Внимание воинским упражнениям было столь велико, что трибуны (воинский начальник когорты), центурионы (воинский начальник центурии) сами в совершенстве владели воинским искусством, всеми видами оружия.
Гимнастические упражнения римлянок (рисунок на стене, III в. н.э.)
У римских мыслителей вопросы воспитания детей не вызывали такого большого интереса, как у греческих. Наиболее ценные педагогические идеи были высказаны римским ритором Квинтилианом в его сочинении «О воспитании оратора». Ему принадлежит прогрессивная мысль, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей. Он — сторонник первоначального, до 7 лет, воспитания детей до поступления их в школу, ратует за активный отдых с использованием детских игр, применение игрового метода обучения. Однако Квинтилиан делает оговорку: «...при таких игровых перерывах надо соблюдать чувство меры, чтобы от недостатка их не возникла ненависть к учению, а от излишества — привычка к праздности...». Он был противником телесного наказания детей.
Врач Древнего Рима К. Гален (ок. 200 — ок. 130 г. до н. э.) одним из первых в Европе начал экспериментировать на животных и производить их вскрытие. Он сделал ряд важных открытий, касающихся функций головного мозга и нервной системы, доказал, что артерии содержат кровь, а не воздух. В вопросах анатомии человека он оставался непререкаемым авторитетом вплоть до XV— XVI вв. Поскольку К. Гален вскрывал свиней и обезьян, а не трупы людей, в его описаниях (как выяснилось лишь в XVI в.) имелись существенные ошибки. Например, Гален утверждал, что кровь образуется в печени из пищи и поступает в органы тела, где полностью используется, что в сердце нет мышечной ткани и что оно лишь пассивно расширяется под действием втекающей в него крови.
* * *
В Древнем мире физическая культура начала приобретать классовый характер: ее достижения оказались в основном достоянием так называемых свободных граждан, рабовладельцев.
Развитие физической культуры достигло довольно высокого уровня: система воспитания в Спарте, Афинах, агонистика, военно-физическая подготовка в Древнем Риме. Физическое воспитание в основном носило военно-прикладной характер.
Наивысшего уровня развития физическое воспитание достигло в Древней Греции, так как здесь оно в большей степени освободилось от религиозного влияния, к тому же государства-полисы по своему политическому устройству были более демократичными, чем, например, монархии. Древнегреческие агоны (игры) стали прообразом современного международного олимпийского движения.
В Древнем мире физическое воспитание становится самоцелью. Физические упражнения выполняют функцию подготовительных действий для более эффективного труда и военного дела.
Зарождаются и начинают функционировать государственные формы организации физического воспитания, появляются элементы его научной (на уровне практического опыта) обоснованности.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Борис Романович Голощапов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 312 с. Глава I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ. С. 18-20.