Содержание материала

Игровой метод

Значение игры как многообразного обществен­ного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей — в самопознании и общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении и т. д. Однако одна из главных функций игры — педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методи­ческие особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимаю­щихся, руководства ею и другим педагогически существенным при­знакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан лишь с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на материале любых физических упражнений, при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода (1; 8; 16).

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в це­лом следующие черты.

Сюжетно-ролевая основа

Деятельность занимающихся органи­зуется на основе условного сюжета (своего рода фабулы, смысло­вой канвы поведения в игре, намечающей главные линии дей­ствий и взаимоотношений играющих) и самостоятельно-импровиза­ционного выполнения ими тех или иных ролей (игровых функций), предусматриваемых сюжетом.

Отсутствие жесткой регламентации действий, вероятностные ус­ловия их выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал

Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих, не предопределяют жестко все конкретные формы их действий; как правило, они, на­оборот, допускают возможность широкого выбора и комбинирова­ния способов достижения игровых целей. Существенно также, что в играх, особенно с конфликтными ситуациями, ход и исход игры не заданы однозначно: возможны различные перипетии и исходы (и том числе выигрыш и проигрыш), зависящие от всей совокупно­сти действий, взаимодействий и противодействий играющих, а так­же от других обстоятельств, включая и случайные. Отсюда — имп­ровизационный характер действий в игре (действия не по шаблону, а с самостоятельным выбором и конструированием целесообразных вариантов) и в связи с этим широкие возможности для проявле­ния самостоятельности, инициативности, находчивости и других непосредственно связанных с ними личностных качеств.

Моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений

В большинстве игр воссоздаются до­вольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловече­ские отношения, как типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимо­выручки, так и типа соперничества, противоборства, когда сталки­ваются противоположно направленные стремления, возникают и раз­решаются игровые конфликты. В атмосфере таких психически напряженных отношений рельефно выявляется — а при определен­ных условиях и формируется — ряд этических качеств личности.

Особенности регулирования воздействующих факторов

Исходя из сказанного, нетрудно сделать вывод, что игровой метод не предоставляет тех возможностей для точной реализации заранее намеченной программы действий и нормирования их влияния на занимающихся, какие имеются в методах строго регламентирован­ного упражнения. Это связано с такими особенностями игровой деятельности, как неизбежная быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций, их вероятностный характер, многообразие спо­собов достижения цели и др. Разумеется, это не значит, что педаго­гическое управление при использовании игрового метода вообще ис­ключается. Речь идет лишь о том, что оно усложняется и приобре­тает особые формы. Программирование имеет здесь вероятностный характер (в расчете на ряд достаточно вероятных игровых вариан­тов, которые могут быть предусмотрены в плане игры, сюжетных разработках, тактических установках и т.д.). В определенной мере обеспечивается и регулирование нагрузки (например, путем изме­нения продолжительности и темпа игры, числа участников, разме­ров игровой площадки, а также посредством игровых снарядов и оборудования и другими способами), но точность нормирования ее при этом, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей исполь­зуется в процессе физического воспитания не столько для началь­ного обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

В наиболь­шей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способ­ности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он слу­жит также весьма действенным методом воспитания коллекти­визма, товарищества, сознательной дисциплины и других нрав­ственных качеств личности.