Сквозняки нередко служат причиной простудных заболеваний. Они, действуя неожиданно и притом на небольшие участки тела, приводят к охлаждениям, которые сразу не заметны и не вызывают достаточно активных защитных реакций организма. Обычные прохладные и холодные воздушные ванны, а также другие методы закаливания повышают устойчивость к сквознякам.
В дополнение к этому желательно использовать в качестве раздражителя и сквозняки, добиваясь, чтобы они действовали на всю поверхность тела равномерно. Эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам у детей и взрослых разработал врач В. Л. Лебедь (цитата по Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1982). Для создания воздушного потока он предлагает в комнате с температурой воздуха 18-20 °С поставить на столе или стуле на уровне груди обычный бытовой вентилятор.
Затем нужно раздеться и встать лицом к включенному вентилятору на расстоянии 5 м. Ни в коем случае нельзя начинать процедуру в разгоряченном состоянии. Кожа должна быть абсолютно сухой. Через 10 с надо повернуться к потоку воздуха спиной. Длительность процедур увеличивается постепенно, так же постепенно сокращается расстояние до вентилятора (таблица 2.2.1).
Продолжительность охлаждения спереди и сзади одинакова. При ежедневном закаливании по предлагаемой схеме через 24 дня организм в основном адаптируется к ветровому воздействию. В дальнейшем, т.е. с 25-го дня от начала закаливания, достаточно лишь поддерживать достигнутый уровень закаленности, продолжая проводить процедуры на том же расстоянии от вентилятора.
Таблица 2.2.1.
Режим закаливания воздушными потоками
Дни закаливания |
Расстояние от вентилятора, м |
Продолжительность процедуры, с |
Начальный период 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 Поддерживающий период 25 и далее |
5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 1 1 0,5
0,5 |
20 40 60 80 100 120 140 160 180 180 180 180
180 |
При перерыве процедур на 5-10 дней и больше все нужно начинать сначала. Если прошло меньше 5 дней, то прежде чем возобновить закаливание, по таблице 3 нужно определить, какими были расстояния до вентилятора и продолжительность обдувания за 4 дня до последней перед перерывом процедуры. Например, если закаливание проводилось 10 дней, а затем был 3-дневный перерыв, то продолжать надо по схеме 6-го дня.
Литература
- Гигиена детей и подростков / Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Медицина, 1980.
- Иванченков В. А. Тайны русского закала. – М.: Молодая гвардия, 1991.
- Иванченков В. А. Ускоренный курс закаливания. // Советская Россия, 1983, 9 января.
- Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983.
- Лаптев А. П. Азбука закаливания. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
- Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье. – М.: Медицина, 1991.
- Лаптев А. П., Минх А. А. Гигиена физической культуры и спорта: Уч-ник для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
- Маршак М. Е. Физиологические основы закаливания организма человека. – Л.: Медицина, 1965.
- Минх А. А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта. – М.: Медицина, 1976.
- Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. Г. Н. Филонов. – М.: Педагогика, 1982.
- Полиевский С. А., Гук Е. П. Физкультура и закаливание в семье. – М.: Медицина, 1984.
- Саркизов-Саразини И. М. Основы закаливания. – М.: Физкультура и спорт, 1953.
- Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1981.