Сквозняки нередко служат причиной простудных заболеваний. Они, действуя неожиданно и притом на небольшие участки тела, приводят к охлаждениям, которые сразу не заметны и не вызывают достаточно активных защитных реакций организма. Обычные прохладные и холодные воздушные ванны, а также другие методы закаливания повышают устойчивость к сквознякам.

В дополнение к этому желательно использовать в качестве раздражителя и сквозняки, добиваясь, чтобы они действовали на всю поверхность тела равномерно. Эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам у детей и взрослых разработал врач В. Л. Лебедь (цитата по Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1982). Для создания воздушного потока он предлагает в комнате с температурой воздуха 18-20 °С поставить на столе или стуле на уровне груди обычный бытовой вентилятор.

Затем нужно раздеться и встать лицом к включенному вентилятору на расстоянии 5 м. Ни в коем случае нельзя начинать процедуру в разгоряченном состоянии. Кожа должна быть абсолютно сухой. Через 10 с надо повернуться к потоку воздуха спиной. Длительность процедур увеличивается постепенно, так же постепенно сокращается расстояние до вентилятора (таблица 2.2.1).

Продолжительность охлаждения спереди и сзади одинакова. При ежедневном закаливании по предлагаемой схеме через 24 дня организм в основном адаптируется к ветровому воздействию. В дальнейшем, т.е. с 25-го дня от начала закаливания, достаточно лишь поддерживать достигнутый уровень закаленности, продолжая проводить процедуры на том же расстоянии от вентилятора.

Таблица 2.2.1.

Режим закаливания воздушными потоками

Дни закаливания

Расстояние от вентилятора, м

Продолжительность процедуры, с

Начальный период

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24

Поддерживающий период

25 и далее

 

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

1

1

0,5

 

0,5

 

20

40

60

80

100

120

140

160

180

180

180

180

 

180

При перерыве процедур на 5-10 дней и больше все нужно начинать сначала. Если прошло меньше 5 дней, то прежде чем возобновить закаливание, по таблице 3 нужно определить, какими были расстояния до вентилятора и продолжительность обдувания за 4 дня до последней перед перерывом процедуры. Например, если закаливание проводилось 10 дней, а затем был 3-дневный перерыв, то продолжать надо по схеме 6-го дня.

Литература

  1. Гигиена детей и подростков / Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Медицина, 1980.
  2. Иванченков В. А. Тайны русского закала. – М.: Молодая гвардия, 1991.
  3. Иванченков В. А. Ускоренный курс закаливания. // Советская Россия, 1983, 9 января.
  4. Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983.
  5. Лаптев А. П. Азбука закаливания. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
  6. Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье. – М.: Медицина, 1991.
  7. Лаптев А. П., Минх А. А. Гигиена физической культуры и спорта: Уч-ник для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
  8. Маршак М. Е. Физиологические основы закаливания организма человека. – Л.: Медицина, 1965.
  9. Минх А. А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта. – М.: Медицина, 1976.
  10. Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. Г. Н. Филонов. – М.: Педагогика, 1982.
  11. Полиевский С. А., Гук Е. П. Физкультура и закаливание в семье. – М.: Медицина, 1984.
  12. Саркизов-Саразини И. М. Основы закаливания. – М.: Физкультура и спорт, 1953.
  13. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1981.

www.fizkulturaisport.ru