И дети, и родители знают о том, что на уроках преподавания предметов общеобразовательного цикла педагоги должны проводить физкультурные минутки, зарядку для глаз и т. д. На самом деле все это проводится в тех школах, где администрация учебного заведения считает сохранение здоровья учащихся первостепенной задачей.

Она требует неформального отношения педагогов к выполнению своих профессиональных обязанностей. Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. Здоровьесберегающие минутки — это обязательный компонент школьного урока.

В большинстве же случаев наличие на обычном уроке здоровьесберегающей минутки свидетельствует о том, что на уроке присутствует кто-то посторонний, призванный контролировать учебный процесс.

Многие педагоги, особенно на среднем и старшем этапе обучения учащихся, считают, что физкультурные минутки на уроке отнимают массу времени урока, расхолаживают учащихся, не способствуют оптимизации учебного процесса.

Однако, при этом они констатируют, что использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Учащимся одной из школ был задан вопрос: «Физкультминутки на уроках математики мешают или помогают?»

Ответы были такие:

  • помогают преодолевать сонливость и однообразность урока - 35%;
  • повышают работоспособность — 30%;
  • создают хорошее настроение — 20%;
  • способствуют общению — 6%;
  • мешают уроку — 5%;
  • ограничивают время урока — 4%.

Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки — это только часть системы использования здоровья сберегающих технологий в школе. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.

Оздоровительные минутки проводит учитель-предметник на своих уроках. Он может проводить оздоровительные минутки сам или с помощью подготовленных учащихся-инструкторов. Можно осуществлять проведение оздоровительных минуток, предоставив возможность учащимся самим проявить инициативу в их проведении. Главным в проведении оздоровительных минуток — заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья.

Для проведения оздоровительных минуток можно использовать различные предметы и подручные средства, которые позволят сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книга, карандаш, газета, комочки ваты и т. д.

Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им название. Это способствует интерес учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жизни.

Оздоровительные минутки на уроке будут способствовать не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.

Преимущество проведения двигательных минуток на уроке.

1. Игровые двигательные минутки проводятся по единому расписанию в масштабах всей школы. Например, учителя знают, что после второго урока на каждом последующем каждый учитель должен проводить двигательную минутку на своем уроке.

2. В них могут принимать участие все учащиеся класса, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания.

3. Благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности.

4. Постоянство в проведении игровых двигательных перемен вырабатывает у учащихся потребность и привычку двигаться, не вызывает негативного отношения к двигательным упражнениям, способствует формированию культуры движения.

5. Двигательные минутки изменяют отношение учащихся к урокам физической культуры в школе, к учителям-предметникам.

6. Совместная двигательная игровая деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, помогает преодолеть комплексы в их непосредственной учебной деятельности и физическом состоянии, почувствовать радость пребывания в школе, классе.

7. Игровые двигательные перемены способствуют повышению работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.

8. Учебное время уроков после двигательных переменок не будет потеряно зря.

9. Упражнения для развития двигательной активности могут стать основой уроков для детей в группах ЛФК, для проведения спортивных состязаний и праздников.

10. Для проведения двигательных минуток не нужны спортивные снаряды и спортивное оборудование. Для этого необходим лишь тот материал, который находится вокруг нас внесметном количестве и который выбрасывается за ненадобностью в каждом доме. Кроме этого, используются те предметы, которые находятся ежедневно в портфеле ученика: ластик, учебник, карандаш.

11. Данные упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволит развивать одновременно как интеллектуальную сферу ребенка, так и его двигательную активность.

Результаты использования двигательных оздоровительных минуток говорят сами за себя.

Результаты опроса учащихся.

В опросе участвовали учащиеся 5-7 классов. Всего опрошено 230 человек.

На вопрос: «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения учителями оздоровительных минуток?» учащиеся ответили следующим образом:

  • перестали ждать перемену — 25%;
  • уроки проходят быстрее — 20%;
  • уроки стали интереснее — 27%;
  • повысилась активность на уроке — 10%;
  • изменились взаимоотношения с учителями — 6%;
  • улучшились учебные результаты — 14%.

Мнение учителей:

Учитель математики.

«Изменилась атмосфера урока. После выполнения двигательных упражнений учащиеся легче включаются в урок, активнее отвечают и выполняют учебные задания».

Учитель истории:

«Повысилась результативность учебной деятельности учащихся, появилось желание поучаствовать в уроке у тех ребят, которые часто пассивны».

Учитель химии:

«Ребята по началу смеялись друг над другом, было жалко потере минут урока. Но, после того, как они убедились в том, что оздоровительные минутки — не разовая акция, задания выполняются с удовольствием и вместо смешков все больше замечаешь поддержку и одобрение, которое ученики проявляют друг к другу».

Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы-М.: ВАКО, 2004. -152 с. - (Мастерская учителя). – С. 12-16.