Физическое воспитание строится с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей и подростков. Различные упражнения, направленные на развитие и совершенствование ходьбы, бега, лазания уже широко представлены в режиме детей дошкольного возраста.
Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста исключают применение специальных упражнений, развивающих силу и выносливость, связанных с упором и висом. Не даются упражнения, требующие длительного, напряженного внимания и изолированного движения кистями рук, стопой или головой, так как дошкольникам трудно расчленять движения.
При подборе упражнений строго учитывают возрастные особенности детей, учитывается также и индивидуальная подготовленность детей. В тех случаях, когда с детьми не проводились систематически специальные занятия и они не умеют выполнять простые задания, с ними проводят упражнения и подвижные игры, предназначенные для детей более младшего возраста. В старших группах детского сада может проводиться обучение подготовленных детей плаванию, ходьбе на лыжах, катанию на коньках, езде на велосипеде. При проведении физических упражнений с детьми младшего школьного возраста (7-12 лет) учитываются необходимость смены упражнений, исключения однообразных движений, очень ограниченное использование силовых напряжений, неблагоприятно влияющих на сердечно-сосудистую систему и дыхание.
Сроки начала тренировочных занятий детей и подростков по разным видам спорта различны (таблица 3). В школьно-подростковом возрасте (12-15 лет) ограничивают применение упражнений, которые способствуют развитию мышечной силы и могут задерживать рост костей в длину. В этот возрастной период, не исключая необходимости дальнейшей всесторонней физической подготовки, можно начинать занятия по таким специальным видам спорта, как велосипед, тяжелая атлетика, бокс, стрельба стендовая.
Однако с учетом анатомо-физиологических особенностей, присущих этому возрастному периоду, особенно таких, как несоответствие в развитии сердца и сосудов, с одной стороны, и массы сердца и массы тела – с другой, к назначению физических упражнений для подростков следует подходить осторожно. Особенности организма девочек диктуют необходимость уменьшения общей нагрузки, сокращения количества упражнений в упорах на снарядах..
Таблица 3. Возраст, с которого дети и подростки могут заниматься в спортивных секциях
Виды спорта |
Возраст детей, в годах |
Фигурное катание Плавание Художественная гимнастика Спортивная гимнастика – девочки Настольный теннис Спортивная гимнастика – мальчики Акробатика Акробатика Прыжки в воду Лыжный спорт: гонки двоеборье прыжки слалом Волейбол Баскетбол Конькобежный спорт Борьба Футбол Хоккей Ручной мяч Водное поло Гребля академическая Бадминтон Легкая атлетика Санный спот Конный спорт Стрельба стендовая Фехтование Велоспорт Бокс Штанга |
7 7 7 7 7 8 8 8 8
9 9 9 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 11 11 11 12 12 12-15 12-15 12-15 |
Литература
- Высочин Ю. В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
- Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
- Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.
- Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1983.
- Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983.
- Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
- Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968.
- Талалаев Ю. А. Отражение вопросов физического развития человека в творчестве Л. Н. Толстого // Теория и практика физической культуры. 1998. № 9.
- Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л. Л. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1991.
- Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1978.
- Харитонов В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6-7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9.
- Школьная гигиена. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 1967.
www.fizkulturaisport.ru