В спортивную секцию принят подросток. Работа с этим возрастным контингентом имеет специфические особенности. Важно иметь в виду, что подросток — не копия взрослого человека. Многочисленные исследования ученых показали, что деятельность внутренних органов и систем у него в период полового созревания заметно отличается от таковой в зрелом возрасте.

Развитие организма

Подростковый период приходит на смену периоду детства, для которого характерен относительно спокойный и равномерный рост в развитии человека. В течение периода полового созревания происходит бурное развитие всего организма. Доказательством этого являются значительное увеличение роста, веса, окружности грудной клетки и мускулатуры, повышенная работа сердца, глубокие изменения в деятельности центральной  нервной системы, и особенно в деятельности половых желез. Этот период длится в среднем с 12 до 16 лет. Подростковый возраст — один из основных этапов в жизни человека на пути к полному расцвету его сил, когда совершенствуются физические и функциональные возможности, происходит становление личности и характера.

Приступая к тренировкам с юными тяжелоатлетами, необходимо учитывать, что современные подростки по своему физическому развитию существенно превосходят своих сверстников 40—50-х годов. Как известно, это явление было названо акселерацией, под которой понимают главным образом ускоренное физическое развитие и более раннее половое созревание (В. С. Соловьева, 1964).

До сих пор ученые не могут однозначно объяснить причину возникновения акселерации. Ученые объясняют ускоренное физическое развитие детей и подростков значительным улучшением в нашей стране социально-гигиенических условий жизни, быта, питания, медицинского обслуживания населения. Это явилось одной из причин того, что за последние годы высокие спортивные результаты стали достоянием более молодых спортсменов.

Есть данные, которые свидетельствуют о том, что акселерация проявляется не только в ускоренном физическом и половом развитии, но и в изменении психического склада человека. Вместе с тем, как отмечает К. Винтер (1973), наблюдается несоответствие между физическим развитием  подростков и их социальной зрелостью. Кроме того, возникновение акселерации, указывает Д. К. Соколова (1969), послужило причиной некоторого учащения случаев диабета, сердечно-сосудистых заболеваний среди подростков (юношеская гипертония, острые формы ревматизма и т. д.).

Высшая нервная деятельность

Развитие организма происходит при постоянной адаптации его к воздействию внешней среды, выработке необходимых приспособительных механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование всех органов и систем человека. На этой основе физиологические изменения, связанные, например, с физическими упражнениями, происходят задолго до их выполнения в результате деятельности нервной системы, которая регулирует изменения как физиологических функций, так и волевых усилий.

Основные свойства нервной системы являются врожденными и, следовательно, во многом предопределяют ее двигательные возможности (3. И. Бирюкова, 1961). Эти особенности нервной системы создают определенные предпосылки к занятиям тем или иным видом спорта. Например, тяжелоатлета высокого класса отличают высокая подвижность и быстрота реакции, способность к максимальной концентрации нервных процессов при выполнении подъема штанги, особенно предельных весов. Однако под воздействием внешних факторов тип нервной деятельности (генотип) может существенно измениться, образуя фенотип, включающий в себя как приобретенные, так и выработанные свойства.

Скоростно-силовые упражнения улучшают способность дифференцировать раздражители и повышают возбудимость нервных центров у 12—14-летних подростков (Н. А. Фомин, В. П. Филин, 1972). Известно также, что в период полового созревания (у мальчиков с 12 до 16 лет) наблюдается общее повышение возбудимости центральной нервной системы. Все словесные и двигательные реакции могут сопровождаться излишними движениями рук, ног и туловища.

В поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения над торможением. Часто ответная реакция по своей силе и характеру оказывается неадекватной вызывающим ее раздражителям. Речь подростков замедляется, ответы на вопросы, как правило, становятся лаконичными, стереотипными, словарный запас как бы обедняется. Нередко приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы получить полный ответ на заданный вопрос.

Дворкин Л. С. Юный тяжелоатлет. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 160 с. С. 7-8, 16-17.