В основе всех разновидностей проявления быстроты лежит подвижность нервных процессов.

Латентное время реакции (время от появления сигнала до начала ответного действия) складывается из нескольких звеньев и зависит от скорости протекания нервных процессов в каждом из них: возникновение возбуждения в рецепторе — передача возбуждения по центробежным нервным путям в центральную нервную систему—«осмысление» полученного сигнала и выработка ответного сигнала в центральной нервной системе—передача сигнала по центростремительным нервным путям к мышце—возбуждение мышцы и выполнение ответного действия.

Латентное время реакции на зрительный сигнал у нетренированных людей обычно колеблется в пределах от 0,20 до 0,35 сек. У спортсменов оно значительно короче (0,10—0,20 сек.). Латентное время реакции на звуковой сигнал у некоторых известных спринтеров настолько коротко (0,05—0,07 сек.), что зрителям и даже судьям нередко их старт кажется фальстартом, как это часто случалось с экс-рекордсменом мира А. Хари (ФРГ).

Максимальная частота движений (темп) также зависит от скорости протекания нервных процессов, и в частности от того, насколько быстро в нервных центрах вырабатываются команды к напряжению и расслаблению мышц.

Установлено, что легче всего скоростные качества развиваются у юных спортсменов. При этом наиболее благоприятным периодом для мальчиков считается возраст 14—16 лет, а для девочек— 11—14 лет. С физиологической точки зрения это объясняется тем, что детям такого возраста свойственна большая подвижность нервных процессов в коре головного мозга. Данную особенность, безусловно, необходимо постоянно учитывать во всех видах спорта, и главным образом в тех, где возможно достижение высоких результатов в юном возрасте (плавание, прыжки в воду, гимнастика и др.).

Следует отметить, что все разновидности проявления быстроты весьма мало взаимозависимы, т. е. быстрота реакции совсем не обязательно предполагает быстроту движений и наоборот.

Методика воспитания быстроты

В отдельных статьях рассмотрены методы развития разновидностей проявления быстроты, которые определяются как:

Вайцеховский С. М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. 312 с. - Воспитание быстроты. - С. 188-189.